+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2025 15:21:40
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Как адаптировался рынок автомобилей после ухода иностранных компаний

Российский автомобильный рынок, пережив шок 2022–2023 годов, демонстрирует сегодня устойчивую, но весьма специфическую модель адаптации, где доминирование новых игроков соседствует с глубокими структурными проблемами.
Как адаптировался рынок автомобилей после ухода иностранных компаний
После массового ухода западных брендов, как отмечает автоэксперт Сергей Логинов, рынок был временно спасен стихийным параллельным импортом. «По началу это было интересно, потому что пошлины были небольшие, автомобиль можно было ввозить любого объема и года выпуска (главное – не старше 5 лет)», – вспоминает он. Этот хаотичный поток через Грузию, Кыргызстан, Казахстан и Белоруссию, по словам эксперта, полностью закрыл потребность в новых и свежеподержанных авто, заполнив все сегменты». Однако сегодня, как констатирует С. Логинов, из этих каналов «осталась только Белоруссия», поскольку остальные были прикрыты, а пошлины уравнены, что резко сузило коридор для «белого» импорта.

На этом фоне ключевым стратегическим драйвером восстановления стало резкое наращивание локальной сборки и экспансия китайских марок. Данные ГК «АВТОДОМ» подтверждают абсолютное лидерство Китая цифрами: 55% рынка по итогам 10 месяцев 2025 года и бренд Haval на вершине рейтинга продаж с результатом в 135,8 тыс. реализованных авто. Это лидерство стало тотальным, захватив даже чувствительный премиум-сегмент, который, по данным пресс-службы, переживал спад с 2024 года. Октябрьский всплеск доли премиальных автомобилей до 10,6%, как объясняют аналитики, был тактическим и связан с ожиданием нового утильсбора в декабре. Примечательно, что и здесь тон задают не традиционные европейские бренды, а китайские: Exeed, Tank, Hongqi, Voyah и Lixiang. Картину дополняет кардинальная перестройка дилерской сети: официальные представительства глобальных брендов сократились с 1950 до 380 к середине 2025 года, в то время как, отмечает пресс-служба, «более 70% рынка приходится на китайские марки».

Однако эта новая стабильность обнажает главную болезнь рынка – дороговизну. Исследования, на которые ссылается пресс-служба ГК «АВТОДОМ», показывают, что почти 58% россиян отказываются от покупки из-за высоких цен, а 36,5% не планируют приобретать автомобиль в ближайшее время. Детальный анализ эксперта С. Логинова позволяет понять, почему, несмотря на этот ценовой барьер, китайские марки побеждают в ключевом массовом сегменте, где их главным конкурентом выступает АвтоВАЗ. По сути, ценовое уравнение Lada и ее китайских конкурентов – «около 300 тысяч рублей в зависимости от комплектации, мотора и т. д.» – стало для отечественного производителя проигрышным в некоторых сегментах. С. Логинов указывает на причины: «Lada сейчас конкурирует с KIA, Hyundai Solaris, Cherry. У Lada больше локализация, что для государственных закупок подходит больше, но по комфорту уступает». Он подчеркивает технологическое отставание: «Вариатор в Lada стали устанавливать не так давно, причем это китайский вариатор не самого лучшего качества», в то время как «китайцы тем временем предлагают не только вариаторы, но и роботов с мокрым сцеплением и классическую коробку-автомат».

Ключевым же рычагом давления, по наблюдению эксперта, стал демпинг и агрессивная кредитная политика. «Китайские компании... могут демпинговать на рынке и активно делают это, предлагая гораздо большие скидки, чем это делает АвтоВАЗ при поддержке Минпромторга», – говорит С. Логинов. При этом оснащение, как он заявляет, «однозначно у китайских авто выигрывает», и парадокс в том, что «у российских автомобилей оснащение закупается как раз в Китае. Мы сами ничего не производим: ни мультимедиа системы, ни спидометры».

Однако у этой медали есть и обратная, менее радужная сторона, на которую эксперт обращает особое внимание. Он указывает на потенциальную недолговечность китайских автомобилей, рассчитанных, по его мнению, на срок около 5 лет, после которого в Китае их часто сдают в утиль. Кроме того, возникает серьезная проблема с обслуживанием. «До сих пор есть проблемы с запчастями и той же гарантией. Ремонт длится долго, особенно если это гибридное китайское авто», – предупреждает С. Логинов. Обслуживание бюджетного авто, например, Cherry будет сравнимо с BMW и Mercedes». Именно в этом, по его словам, заключается преимущество АвтоВАЗа: «Ремонтопригодность играет свою роль. Поэтому потребитель... покупает Lada, понимая, что особенно в регионах возможности ремонтировать иномарки просто нет».

Таким образом, с одной стороны – доминирующие китайские бренды, захватывающие покупателя комплектацией, кредитами и свежим модельным рядом, но несущие риски дорогого долгосрочного владения и проблем с сервисом. С другой – АвтоВАЗ, держащийся за счет ремонтопригодности, логистики запчастей, господдержки и, как отмечает С. Логинов, за счет действительно народных продуктов типа Lada Granta, у которого «большой салон, ходит хорошо, запчасти есть». Основным сдерживающим фактором для всей этой конструкции остается запредельная стоимость новых автомобилей. В такой ситуации, как отмечается в комментарии пресс-службы, главным драйвером оживления может стать не появление новых моделей, а макроэкономическая мера – снижение ключевой ставки, которое приведет к «повышению доступности автокредитования». Будущее рынка будет зависеть от того, сможет ли АвтоВАЗ ответить на технологический вызов и повысить качество, адаптируется ли инфраструктура к массовому обслуживанию китайского парка, и главное – вернется ли когда-нибудь ценовая доступность, чтобы оживить интерес тех самых 58% россиян, которые сегодня отказываются от покупки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions