+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.08.2022 10:40:02
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Санкции пока не отразились на темпах строительства Багаевского гидроузла

На юге страны реализуется один из крупнейших инфраструктурных объектов – Багаевский гидроузел. Недавно власти Ростовской области сообщили, что начать судоходство через гидроузел планируется в 2025 году. О ходе работ на объекте РЖД-Партнер поговорил с главным инженером компании-подрядчика – ГК «Стройтрансгаз» – Сергеем Кипером.
Санкции пока не отразились на темпах строительства Багаевского гидроузла
– Сергей, ваша компания строила первую очередь Багаевского гидроузла. Работы были завершены с большим опозданием. Каковы причины затягивания сроков?

– В районе проведения дноуглубительных работ на реке Дон были обнаружены фрагменты судов, затопленных во время Великой Отечественной войны. В связи с этим возникла необходимость выполнения отчета по оценке воздействия, определения вреда водным биоресурсам. Только после прохождения процедуры согласования стало возможным извлечение фрагментов судов и освобождение территории от взрывоопасных предметов, и лишь после этого смогли продолжить основные мероприятия.

– При реализации первой очереди сообщалось о небольшом отклонении технологий. О каких именно технологиях шла речь?

– При реализации проекта необходимо было учесть особенности судоходства, в связи с чем внесли поправки в схемы расстановки земснарядов и прокладки пульпопровода, усовершенствовали конструкцию пульпопровода. Также изменили последовательность и технологию производства дноуглубительных работ, в частности, привлекли более мощные земснаряды, производительностью по грунту до 500 куб. м в час. В связи с данными поправками технологии выполнения строительно-монтажных работ была осуществлена корректировка проекта с последующим повторным прохождением экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

– На каком этапе сейчас находится реализация проекта? Какой объем работ уже выполнен?

– В планах на этот год – строительство вахтового поселка, расчистка территории, подготовка временных подъездных дорог, устройство строительного котлована и проведение работ по водопонижению. На сегодняшний день на территории будущего рыбоходно-нерестового канала площадью почти 96 га производятся работы по лесоочистке и снятию почвенно-растительного слоя. Завершены работы по устройству временной подъездной дороги от поселка Задонский до стройбазы. На строительную площадку Багаевского гидроузла начали поставлять стройматериалы и оборудование, в том числе для бетонорастворной установки, которая начнет функционировать уже к концу лета.

Ведутся работы по устройству строительной площадки, участков работ и рабочих мест, а также бытового городка, для вахтовых рабочих возводятся общежития и столовая, здравпункт и комната отдыха. Продолжается устройство котлована, ведется погружение шпунтового ограждения для создания противофильтрационной завесы.

– Заявляется, что с вводом гидроузла уровень воды в Дону вырастет до 4 м, это обезопасит судоходство. Как изменится судоходство по Дону и на юге в целом?

– В нашем случае речь идет не об уровне воды, а о 4 м глубины водного пути, то есть строительство Багаевского гидроузла поможет ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на реке Дон за счет обеспечения требуемых габаритов (ширина 80 м, глубина 4 м, радиус закругления 500 м). Это повысит конкурентоспособность грузовых перевозок внутренним водным транспортом и позволит увеличить пропускную способность внутренних водных путей на 19 млн т.

– Какие сложности наблюдаются при реализации проекта в настоящее время?

– Работы ведутся согласно плану реализации проекта.

– В связи с введением санкций есть ли какие-либо сложности с поставкой необходимых строительных материалов или техники?

– Пока никаких сложностей не наблюдается.

- Ранее замруководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Андрей Лаврищев сообщал, что строительство Багаевского гидроузла завершить в декабре 2024 года. В эксплуатацию объект будет запущен в 2025 году, к открытию весенней навигации. Насколько эти сроки актуальны? От каких факторов будет зависеть реализация проекта в намеченный срок?

– Сроки актуальны, измениться они могут только при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Полностью завершить строительство запланировано до конца 2024 года.

– В октябре прошлого года академик РАН, научный руководитель ЮНЦ РАН Геннадий Матишов назвал строительство Багаевского гидроузла большой ошибкой. Он заявил, что при строительстве в 50-е годы XX века Цимлянского водохранилища были затоплены многие села. Насколько это мнение обоснованно?

– Багаевский гидроузел уникален по минимальному воздействию на окружающую среду благодаря небольшой двухметровой подпорной высоте и слабому напору воды.

– Ранее академик РАН также назвал строительство Багаевского гидроузла «бесполезными хлопотами» и указывал на то, что для борьбы с маловодьем нужен проект, сравнимый по масштабам с Керченским мостом. Насколько этот гидроузел будет связан с единой внутренней водной системой?

– В европейской части России основной водно-транспортной артерией является не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, по водным путям которой перевозится более 70% от общего объема речных перевозок, проходят основные экспортно-импортные грузопотоки. Она связывает Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. Однако наличие лимитирующих участков – узких мест на ЕГС – не позволяет в полной мере использовать ее огромный потенциал. Возведение гидроузла в створе Дона ведется на одном из критически лимитирующих участков, это 3089 км судового хода ЕГС. Основным функциональным назначением Багаевского гидроузла является обеспечение требуемых габаритов пути.

– Объем площади подтопляемых территорий Ростовской области после строительства Багаевского гидроузла оценили в 800 га. Есть ли жилые дома на этой площади? И как сильно будет Ростовскую область затапливать из-за Багаевского гидроузла?

– При перекрытии рек гидротехническими сооружениями, в том числе плотинами, образуются емкости воды – водохранилища, частично или полностью аккумулирующие сток, который используется для решения народно-хозяйственных целей. Багаевское водохранилище находится выше хутора Арпачин, который будет защищен гидроузлом. На самом деле гидроузлы помогают задержать, а иногда даже предотвратить паводок. И надо учитывать, что паводки связаны с климатическими условиями, обильными дождями и снегопадами. Также надо учесть, что гидроузел будет иметь всего 2 м подпора воды, воздействие на окружающую среду сведено к минимуму.

– А какой именно ущерб будет возмещен рыбной отрасли Ростовской области?

– По завершении первого этапа строительства в Дон было выпущено ниже Цимлянского гидроузла более 30 тыс. мальков русского осетра. В рамках исполнения природоохранных обязательств при реализации второго этапа будет выпущено еще более 2 млн мальков русского осетра.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions