+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.03.2024 18:00:42
Разное / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор недели

Старт началу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург дал президент РФ Владимир Путин 14 марта. Объем финансирования проекта ВСМ Москва – Петербург составит 1,5 трлн руб., механизмы финансирования проекта готовит Сбер совместно с ВЭБ.РФ, а также пулом банков и НПФ. Начало строительства ВСМ, по мнению журналистов РЖД-Партнера, – главная новость 11-й недели 2024 года. Какими еще важными событиями отметилась неделя – в нашем традиционном обзоре от РЖД-Партнера.
Обзор недели
71 условный вагон: технология для роста погрузки контейнеров на сеть

Число контейнеров, которые грузовладельцы предъявляют к перевозке, растет, об этом заявляют участники Экспертного клуба «Евразийский Союз участников железнодорожных грузовых перевозок», который состоялся на второй неделе марта. РЖД, чтобы удовлетворить интересы грузовладельцев, предлагают новую технологию. В 2024 году длину контейнерного поезда увеличили до 71 условного вагона. Для сравнения, в 2023 году этот показатель составлял максимум 65 условных вагонов.

Контейнеры по Восточному полигону везут, но отправляют их только в порядке очереди. Согласно приоритизации вывоза груза на лимитирующих направлениях они идут восьмыми. Но сложность в том, признаются участники рынка, что очередность устанавливают Временные правила, а их постоянно корректируют. И каждые новые правки меняют всю логистику, в том числе и контейнерных перевозок. Об этом говорит Михаил Глазков, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» в своем выступлении на заседании Экспертного клуба.

Лимитирующими направлениями в РЖД признают четыре – Юг, Восток, Северо-Запад и Казахстан. Последние несколько лет РЖД ищут ответ на задачу: как обеспечить на лимитирующих направлениях максимальный объем по вывозу контейнеров. Только в восточном направлении РЖД испытали технологии по вывозу контейнеров в полувагонах с дальнейшей их перегрузкой на платформы, а также апробировали соединенные и сдвоенные поезда.

«Эти технологии дали положительный, но временный результат. И, главное, они не обеспечили максимальный вывоз», – признается М. Глазков.

Последние два месяца РЖД испытывают новую технологию: контейнерные поезда увеличили до 71 условного вагона. Итого только на Восточном полигоне за январь – февраль отгрузка контейнеров возросла на 11%, если сравнивать показатель с прошлогодним. Отмечается, год назад длина контейнерных поездов составляла в среднем 57 условных вагонов.

«За счет увеличения длины контейнерного поезда до 71 условного вагона мы дополнительно перевезли более 160 тыс. РФЭ. То есть порядка 2–2,5 поездов в сутки мы условно дополнительно перевезли за счет увеличения длины», – подчеркивает М. Глазков.

Но рост погрузки не сократил потребность перевозок в восточном направлении, добавляет он. Со слов железнодорожника, теперь на это направление выходят те грузы, «которые никогда не ехали по Восточному полигону».

Решение о переходе на унифицированную длину в 71 условный вагон в контейнерных поездах, принимаемых к перевозке в восточном и на лимитирующих направлениях, принималось не в один день, к этому решению РЖД шли два года, продолжает М. Глазков. С его слов, технологию отрабатывали на всех станциях сети, по которым формируются и расформировываются контейнерные поезда. Даже на тех, на которых пока только изучают возможности. Окончательное решение принимали совместно с операторским сообществом, подчеркивает железнодорожник.

«В августе проводили совещание с основными контейнерными операторами по возможности применения данной технологии на лимитирующих направлениях», – продолжает железнодорожник.

«Мы еще два года назад предлагали ряд станций новосибирского узла, с которых у нас совместно с партнерами была возможность отправлять контейнерные поезда по 86 вагонов», – добавляет Михаил Иванов, заместитель генерального директора по развитию транспортно-логистического бизнеса АО «Евросиб СПб-ТС». Увеличению длины поезда способствовала и грузовая база, и кооперация с партнерами. Оператор признается, он даже разработал собственную технологию по отправлению соединенных поездов в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока. Однако контейнерные поезда такой длины до сих пор не идут, потому что они «не помещаются» на станциях.

«Вопрос короткой полезной длины пути решается технологически. В том числе за счет перевозчика, потому что инфраструктура принадлежит перевозчику. Но мы как операторы готовы взять часть затраты по строительству сквозной технологии – электрифицированных путей необщего пользования – на себя», – говорит М. Иванов.

М. Глазков привел такую статистику: на возможность формирования и расформирования контейнерных поездов в условный 71 вагон обследованы 69 станций, из них у 12 есть технологические ограничения. В этом случае РЖД предлагают формировать грузовые экспрессы на соседних станциях. Также грузовладельцам предлагают технологию по формированию контейнерного поезда длиной в 71 и более вагонов на путях необщего пользования или на путях терминалов. По данным РЖД, маршрутизация контейнерных перевозок составляет 73%.

«Но это абсолютная цифра, в ней нет повагонных отправок и грузовых экспрессов. А их необходимо учитывать на лимитирующих направлениях», – резюмирует М. Иванов.

Товарооборот между Россией и Индией: как преодолеть дисбаланс

Объем двусторонней торговли в 2023 году составил $65 млрд. При этом основная доля – $60,9 млрд – пришлась на российский экспорт. Российско-индийский товарооборот сильно не сбалансирован, констатирует научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. РФ вышла на второе место после Китая по объему экспорта в Индию, при этом ощутим дефицит индийской торговли с Россией. Другая проблема в том, что товарообмен между странами недостаточно диверсифицирован. Основу бума в торговых отношениях за последнее время составляют поставки российской нефти. Ее экспорт в прошлом году вырос на 2/3 к предыдущему, до 70 млн т. Кроме нефти, Индия увеличила ввоз российских нефтепродуктов, алмазов и растительного масла.

«Будем надеяться, что нефтяное сотрудничество продолжится. Но ведь есть и другие источники нефти, находящиеся к Индии достаточно ближе. Это страны, которые с Россией активно конкурируют на этом рынке, способны это делать», – не исключил А. Кортунов.

Кроме того, риски вторичных санкций создают дополнительные ограничения в торговле энергоносителями. Сегодня важно, рассуждает эксперт, оценить перспективы развития сотрудничества между странами в новых секторах экономики, например, в сфере услуг – от туризма до образования. Целесообразен совместный поиск новых направлений в том же ТЭК, в свете планирующегося перехода Индии к низкоуглеродной энергетике.

«Задача заключается не в том, чтобы только сохранить какие-то общие цифры экономического сотрудничества, а в том, чтобы изменить качество этих отношений. Это предполагает также переход от торговли к какой-то более глубокой производственной кооперации», – подчеркнул представитель Российского совета по международным делам.

Несмотря на небольшую долю в товарообороте, Индии за последний период удалось нарастить поставки товаров в Россию на 41%. Хотя здесь большую роль сыграл поиск российскими компаниями новых партнеров в связи с ограничениями в сотрудничестве с Западом, замещением поставщиков, уточнила старший научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Лидия Кулик.

Произошел рост поставок в РФ машин и оборудования, органических химических соединений, черных металлов, электрооборудования, продукции неорганической химии, оптического, измерительного и медицинского оборудования, керамических изделий. «Но Россия торгует в миллиардах, а Индия – в миллионах», – подтвердила ситуацию с дисбалансом торговли Л. Кулик.

Российскому бизнесу стоит продолжать налаживать контакты с индийской стороной, больше узнавать о возможностях этой страны. При этом необходимо решать логистические задачи. Так, в рамках МТК Север – Юг не на всех участках есть развитая инфраструктура.

«Необходимо понимать, что создание инфраструктуры – это только первый шаг. Дальше нам нужно действовать в направлении организации какого-то единого оператора этого транспортного коридора. Потому что для бизнеса важно иметь возможность быстро и дешево отправлять тестовые партии [товаров], особенно в условиях, когда идет рекалибровка интересов: обе страны за последние годы существенно изменились, российский и индийский бизнес сейчас только узнает о потребностях и новых возможностях с обеих сторон», – рассказала сотрудник Центра индийских исследований.

По ее мнению, будет сложно добиться субсидирования тарифов, когда на разных участках МТК работают разные операторы этого коридора.

Актуальность сегодня приобретает вопрос о заключении соглашения по свободной торговле между Индией и ЕАЭС, добавляет Л. Кулик. «Статистика показывает, что любое приоритетное соглашение между Индией и ее партнерами тут же ведет к увеличению торговли. Для нас это тоже должно быть задачей № 1. Есть понимание необходимости, нужно соответственно расширять действия на этом направлении», – уточнила она.

Один из десяти: банки Китая приостановили прием платежей из России

О ситуации неопределенности и смятения рассказывают участники рынка ВЭД, работающие с Китаем. В марте платежи из России или вовсе не проходят, или проходят, но с задержками. РЖД-Партнер опросил участников рынка. Китайские банки, включая Bank of China, ICBC и China Construction Bank, временно приостановили принятие платежей из России, такое решение участники рынка связывают с угрозой вторичных санкций США против банков, сотрудничающих с Россией. Со слов Максима Кузнецова, эксперта-практика по бизнесу с Азией, на поведение китайских банкиров повлияло введение в декабре нового пакета санкций с достаточно размытыми формулировками, которые позволяют вводить вторичные санкции против финансовых институтов за расчеты с Россией.

«Ряд китайских банков начали масштабные проверки своего российского бизнеса, и уже в феврале стали появляться сообщения о том, что тот или иной банк приостановил проведение расчетов с РФ до «соответствующего уведомления», – говорит Кузнецов.

Импортеры, работающие с Китаем, надежд не теряют. Попытки отправить платеж предпринимают раз в два-три дня. Иногда деньги возвращаются, иногда – зависают в банке-получателе, а иногда доходят до получателя.

«Сотрудники российских банков говорят, что положительно осуществляют переводы в реальном времени. Работа идет с некоторым процентом возвратов», – сообщают участники рынка.

Ситуация непростой для участников рынка ВЭД стала в 2022 году, когда российские банки отключили от SWIFT-системы. К 2024-му у российских участников ВЭД и банков был наработанный набор решений, а текущая проблема с проведением платежей говорит о том, что целый ряд таких каналов перестал работать, рассуждает М. Кузнецов.

«Платежи в ВТБ Шанхай, Куньлунь, ряд небольших китайских банков идут без проблем. Другой вопрос – это пропускная способность текущих каналов: их стало меньше, нагрузка на них возрастет, и крупные платежи могут не проходить, либо проходить дольше обычного, особенно по отдельным кодам ТН ВЭД», – добавляет он.

Участники рынка подчеркивают: деньги границу переходят, но их задерживает банк-получатель. Китайская сторона требует уточнения для дальнейшего прохождения комплаенса в рамках нового пакета санкций. Санкционные ограничения влияют и на транспортную логистику из Китая. Со слов участников рынка, санкционные ограничения уже коснулись «ТрансКонтейнера» и порта ВСК (Находка). Сообщается также об отказе перевозчиков указывать крупный контейнерный терминал «Электроугли» ООО «ОТТ» в качестве грузополучателя в железнодорожной накладной при отправке прямых поездов из Китая.

Мария Никитина, основатель N.Trans Lab, считает, что результаты 13-го пакета санкций, который вступил в действие в феврале, окажут влияние на транспортную отрасль в апреле – мае.

«Но также увидим и встречные меры, в том числе в части альтернативных платежных систем и, возможно, новых валют».

Елена Капранова, федеральный тренер Школы экспорта АО «РЭЦ», говорит, что в России разрешено получать выручку на зарубежные счета и рассчитываться с них, но необходимо сообщать об открытии счета в ФНС и подавать отчеты о движении средств.

«Если информация о невозможности перевода денег в Россию не подтверждается, стоит обратиться к торговому представителю России за рубежом. Если контрагент обманывает, можно обратиться в суд или действовать через Торгово-промышленную палату», – продолжает она.

Эксперт говорит об оплате услуг с помощью бартерных сделок, они хоть и контролируются таможенной службой, но сложность с оценкой товаров и контролем. Взаимозачет проще и удобнее, особенно для небольших компаний.

«При взаимозачете долг должен быть сформирован между двумя юридическими лицами и в одной валюте. Взаимозачет можно проводить между товарами, услугами, кредитами и займами», – объясняет она.

Есть еще криптовалюта, но этот инструмент нельзя использовать как расчетное средство. Но на текущий момент внешнеторговые контракты, осуществляемые за частную криптовалюту, находятся в серой зоне, и изменения в нормативно-правовой базе пока не просматриваются на горизонте, говорит Кузнецов. Есть цифровая валюта, но в России этот вид денег находится в стадии эксперимента.

«С технологической точки зрения цифровой рубль может стать альтернативой и упростить расчеты, поскольку цифровые валюты лежат на счетах центробанков, что снижает возможность отдельных банков ограничивать расчеты», – резюмирует Кузнецов.

TransRussia 2024 бьет рекорды: выставка представит 580 экспонентов и станет самой крупной за свою историю

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг TransRussia 2024 пройдет уже на будущей неделе, 19–21 марта в «Крокус Экспо» совместно с 3-й ежегодной экспозицией SkladTech, посвященной решениям, оборудованию и услугам для склада. В очередной раз TransRussia | SkladTech объединяет крупнейших участников индустрии, являясь ведущим профессиональным выставочным мероприятием на территории России и СНГ. В этом году выставка станет самой крупной за всю свою историю. В ней примут участие 580 компаний из 20 стран, что на треть больше, чем в прошлом году. Площадь выставки превысит 40 000 кв. м.

Главными темами этого года станут основные логистические тренды 2023–2024 годов, новые маршруты экспорта, роль и место трансграничных перевозок в условиях текущего российского рынка, сравнение с мировыми трендами, особенности взаимодействия с таможней, перспективы развития российской индустрии грузовых перевозок, ИТ-решения в логистике, внедрение искусственного интеллекта в управление поставками, хранение грузов и многое другое.

На площадке мероприятия РЖД-Партнер проведет дискуссионный клуб "Как достичь баланса вагонного парка на сети РЖД?".

Зарегистрироваться бесплатно на выставку TransRussia | SkladTech можно по промокоду tr24iRZDP по ссылке.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions