+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.03.2024 14:31:34
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесные грузы вошли в фазу роста

В январе – феврале на сети погружено 4,5 млн т древесины и продукции переработки. Это почти на 5% превышает соответствующий прошлогодний результат. Положительная динамика наметилась впервые за последние годы.
Лесные грузы вошли в фазу роста
Заграница поможет

С одной стороны, увеличение погрузки можно объяснить эффектом низкой базы. За 2 месяца 2023 года отправки лесных грузов к уровню предыдущего года (в январе – феврале 2022-го на экспорт российской лесопродукции еще не действовали западные санкции) упали более чем на 25%.

В то же время, согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в последние месяцы в России наметился рост заготовки древесины, выпуск древесноволокнистых плит, целлюлозы, бумаги и картона.

Возможности увеличивать в дальнейшем темпы производства у ЛПК есть в немалой степени за счет закрепления на новых рынках сбыта и оживления потребностей Китая.
Напомним, в прошлом году в Поднебесную из России завезено порядка 13 млн куб. м, или 13,6 млн т лесных грузов. Экспорт мог быть больше, однако в КНР несколько лет наблюдается кризис на рынке недвижимости, что приводит к снижению потребления древесины. Общий объем поставок леса и пиломатериалов за 2023 год в эту страну снизился на 30% по сравнению с пиковыми значениями 2019 года.

Недавно Народный банк Китая впервые с июня 2023 года снизил пятилетнюю базовую ипотечную ставку на 0,25%, до 3,95%, продолжая ослабление денежно-кредитной политики. Таким образом, власти КНР усиливают меры по поддержке сектора недвижимости. В феврале государственные банки увеличили объемы кредитования жилых проектов в рамках механизма так называемого белого списка, направленного на вливание ликвидности в пострадавший от кризиса сектор.

«Смягчая политику в сфере ипотечного кредитования, китайский ЦБ заметно оживляет рынок готовой недвижимости и жилищного строительства. Именно эта сфера во всех странах наиболее сильно страдает от ужесточения денежно-кредитной политики»,– прокомментировал доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова, эксперт Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития Вадим Ковригин.

Искать опору в своем доме

В последнее время все чаще говорится о необходимости расширять внутренний рынок для потребления лесопродукции. В качестве одной из задач стоит расширение возможностей деревянного домостроения. Но развитие данного направления сейчас невозможно без актуализации нормативной базы в части пожарной безопасности и сейсмоустойчивости деревянных конструкций, подчеркивает вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев, внесения изменений в законодательство, позволяющих включать предметы деревянной мебели в договор участия долевого строительства, разработки льготных ипотечных программ для строительства деревянных домов, произведенных заводским способом, и внедрения механизма эскроу-счетов при постройке индивидуальных жилых домов из лесоматериалов.

При формировании нового внутреннего рынка лесопродукции необходимо учитывать географическую специфику предприятий ЛПК. В условиях снижения потребности на экспортных рынках возможность увеличения поставок внутри страны для кого-то может быть ограничена.

Речь, в частности, идет о дальневосточных лесопромышленниках.

Как отмечают в Дальневосточном ТЦФТО, в настоящее время преимущественный объем отправок леса на внутренний рынок приходится на необработанную древесину для перерабатывающих производств Дальнего Востока (ООО «Амурская лесопромышленная компания», ООО «Римбунан Хиджау МДФ»), используемую для изготовления пиломатериалов и прочей продукции, на которые спрос в Китае пока ограничен.

При этом ближайшие мощности глубокой переработки леса (ЦБК, ЦКК) расположены в Восточной Сибири, поставки сырья в адрес которых осуществляются прежде всего лесозаготовительными предприятиями, расположенными на территориях Иркутской и Вологодской областей, Красноярского края, и на которые приходится более трети всех поставок древесины в России.
Дальневосточные же поставщики сырья на сегодня оказываются неконкурентоспособными из-за высокой себестоимости лесозаготовки в регионе и высокими транспортными расходами.
Как следствие, пока такие перевозки минимальны. В 2023 году со станций ДВЖД в адрес других железных дорог погружено всего 0,06 млн т лесных грузов. Основной объем – это погрузка в направлении ВСЖД, в адрес ОАО «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions