+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.01.2019 09:06:19
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в декабре 2018 года

С перевозками в декабре прошлого года на сети РЖД произошел определенный технический сбой в объемах погрузки. Однако уже в середине января 2019 года стало ясно, что кратковременный тренд был преодолен и погрузка вернулась к запланированной динамике роста.
Тем не менее события последнего месяца ушедшего года требуют осмысления. Ведь погрузка на сети РЖД в этот период снизилась до 1089 млн т, что на 1,1% меньше, чем за аналогичный период 2017-го.

Первое, что следует отметить: уход динамики погрузки в отрицательную зону оказался для всех неожиданностью. Однако не вызвал особого беспокойства.

Как отметил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, в течение последних 2–3 лет в IV квартале текущего года наблюдается тенденция снижения активности в погрузке. Объемы затем восстанавливаются и отставание наверстывается в I–II кварталах последующего года.

На сети появилась привычка расслабляться в последний месяц года. Сначала она вызывала негативную реакцию у грузовладельцев, которые стремились отправить по максимуму свою продукцию по старым ценам перед январской индексацией.

Однако в 2018 году к этому явлению клиенты привыкли. И отреагировали весьма своеобразно: постарались поставить под погрузку как можно больше вагонов, но не стали спешить с отправкой – ее отложили на январь, предположил председатель подкомитета по железнодорожному транспорту комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ Евгений Реутов.

Казалось бы, в таком решении нет логики. Однако опросы ряда крупных предприятий подтвердили: возможность спрогнозировать уровень индексации тарифов ОАО «РЖД» на 2019 год позволила заранее заложить в цену продукции январский рост стоимости транспортной составляющей в цене продукции опережающим итогом. Иными словами, их проекция вошла уже в декабрьские цены.

Отметим, что уже в декабре стало известно о намерениях ряда российских стивидоров повысить свои расценки. Это тоже не способствовало погрузке в декабре. Таким образом, не было повода особо спешить с погрузкой в последнем месяце 2018 года. Главное было запастись вагонами на январь.

Сеть замедлилась

К такому решению подтолкнуло еще и то, что в конце 2018 года сеть плохо ехала. На ряде направлений появились брошенные поезда. Поэтому не было особого смысла выталкивать парк на сеть: составы все равно застревали на технических и промежуточных станциях – формально в зоне ответственности ОАО «РЖД». Однако практика показывала, что перевозчик в последнее время научился находить способы выставлять клиентам счета за простои подвижного состава, где бы и по какой причине они не останавливались на сети общего пользования. Таким образом, выталкивать вагоны с грузами на сеть особых стимулов не было.

Подобная стратегия привела к тому, что некоторые отправители столкнулись в декабре с нехваткой вагонов. Они не смогли погрузить дополнительные объемы и вынуждены были скорректировать планы, сместив опять-таки транспортировки на январь.
Таким образом, одной из причин снижения погрузки в декабре 2018 года стал отложенный спрос, размер которого в силу стечения обстоятельств оказался несколько больше, чем обычно.

Погода и мировая конъюнктура

Сыграли свою роль и сопутствующие обстоятельства. Впервые за последнее время не стали палочкой-выручалочкой перевозки угля: они по сути стабилизировались на прошлогоднем уровне, а если быть уж точным – ушли в небольшой минус до 32,1 млн т против 32,6 млн т в декабре 2017 года.

Это связано с тем, что в предыдущие месяцы уголь грузили слишком интенсивно. И в декабре на складах было всего 9,5 млн т угля, что чуть меньше трехсуточной погрузки по всей сети. Свою роль здесь сыграли и погодные условия. Потребовалось некоторое время для пополнения запасов.

В целом же спрос на уголь на мировом рынке сохраняется. И если развитые страны нередко отказываются от ископаемого топлива, то Индия и другие страны с развивающейся экономикой по-прежнему предпочитают уголь для быстрого наращивания производства относительно недорогой электроэнергии.

Металлы просели

Непростая ситуация сложилась в металлургической отрасли. В начале декабря российские металлургические комбинаты пошли на уступки дистрибьюторам, задним числом понизив свои котировки на горячекатаный прокат по октябрьским и ноябрьским контрактам. По этим же ценам планировалось закрыть и декабрь.

Этот пример отражает общую причину, характерную для отрасли, – снижение спроса на черные металлы. В конце года многие компании испытали финансовые затруднения из-за того, что продажи в конце года были хуже ожидаемых. Видимый спрос на стальную продукцию строительного назначения уменьшился под влиянием сезонных факторов.

Кроме того, в российской строительной отрасли по-прежнему наблюдалась депрессия. Еще одним неблагоприятным обстоятельством для российских производителей арматуры стало исчерпание квоты в Евросоюз. Поэтому некоторые продавцы стали разгружать свои склады.
Еще одна причина снижения погрузки черных металлов со стороны российских предприятий – рост импорта: в декабре восстановили выпуск и с максимальной загрузкой мощностей заработали метзаводы в ДНР и ЛНР. Их продукция поступила, главным образом, на российский рынок.

Для сырьевого сектора заключительный месяц 2018 года оказался неоднозначным. Если спрос на металлопродукция снижался, то на железную руду в декабре он, наоборот, неожиданно вырос под влиянием процессов, происходивших в это время в Китае. Это указывало на вероятность оживления металлургического рынка РФ в дальнейшем.
Поэтому в целом по регионам картина складывалась неравномерной. Где-то отечественные предприятия смогли увеличить погрузку, а где-то не смогли отправить часть своей продукции из-за нехватки вагонов, с которой столкнулись именно в декабре.
Тем не менее итоги погрузки в декабре оказались неутешительными: минус по черным металлам составил 3,2%, по металлическим конструкциям – 30,1%, по метизам – 0,4%. Соответственно металлургия потянула вниз за собой и флюсы (-7,1%), и огнеупоры (-5,6%), и промышленное сырье с формовочными материалами (-1,3%).

Тормозные номенклатуры

В декабре был зафиксирован также спад по строительным грузам (-6,9%). Не лучшим образом дела складывались и у машиностроителей: по номенклатуре «машины, станки, двигатели» – снижение на 3,8%, а по сельскохозяйственным машинам – на 25,5%.

Основное падение – в производстве зерноуборочных комбайнов. Этот вопрос обсуждался на Коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В дальнейшем совместными усилиями в ЕЭК пообещали найти приемлемые решения для дальнейшего развития и увеличения производства выпускаемой предприятиями союза продукции, так необходимой нашим аграриям, заявил член коллегии ЕЭК Александр Субботин.

Одно из ключевых направлений развития – повышение локализации производимой техники и увеличение объемов закупки материалов и комплектующих у предприятий России. В РФ также были обещаны дополнительные меры поддержки производителей сельхозтехники.

Куда ушли нефтегрузы

Потери сложились и по перевозкам нефтепродуктов: их погрузка в декабре 2018 года составила 20,9 млн т (-15,2% соответственно). Как заметил руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований Refinitiv Александр Шкурин, нюансы российского законодательства привели к росту цен на топливо на внутреннем рынке. И это негативно отразилось на его спросе внутри страны.

А на экспортных направлениях в декабре повлияла неопределенность, связанная со сменой тренда у мировых трейдеров. У них, как отметили эксперты, страх дефицита поставок изменился на опасения избытка предложения. Все это способствовало созданию условий для временного снижения закупок нефтепродуктов.

Ушли в минус и некоторые другие номенклатуры: зерно (-3,3%), рыба (-27,7%), мясо и масло (-27,8%). На объемы погрузки последних двух типов грузов негативно повлияло еще и то, что на сети РЖД осложнилось положение дел с изотермическим и рефрижераторным подвижным составом.

Автотранспорт на подъеме

Стоит отметить, что декабре 2018 года перевозки автотранспортом, наоборот, выросли, по предварительным данным, на 6–7%. Это указывает на сохранение тенденции переключения части грузов на автотранспорт, что подтвердили и представители Российского автотранспортного союза.

В частности, по данным экспертов РАС, это отрицательно сказалось на железнодорожной погрузке целого ряда номенклатур. Действительно, статистика указывает на снижение погрузки на сети РЖД промтоваров (-13%), бумаги (-5,2%) и сборных грузов (-6,4%).
Для примера приведем данные по выпуску бумаги: по сведениям Росстата, он в ноябре – декабре 2018 года увеличился на 1/5 по сравнению с аналогичным периодом 2017-го.

Как отметил представитель одного из полиграфических предприятий, это связано с заметным ростом спроса на печатную продукцию перед новым годом. Соответственно, увеличились и заказы на бумагу. При этом ее доля вывоза автотранспортом увеличилась.
В январе, по предварительным данным, динамика погрузки на сети РЖД вновь вышла в положительную зону. Но это уже отдельная тема для разговора.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions