В последнем весеннем выпуске мы подготовили для вас следующие интересные материалы:
В Хабаровском крае идет перезагрузка системы по привлечению инвесторов. Задача серьезная – сохранить темп привлечения вложений. И 2024 год показал существенный рост инвестиций: 625,63 млрд рублей, на треть больше, чем в 2023-м. «Также по итогам 2024 года мы на первом месте в ДФО по индексу вложений в основной капитал и на третьем – по объемам инвестиций, уступая только Амурской области и Республике Саха (Якутия)», – рассказывает Дмитрий Демешин, губернатор Хабаровского края. «Наш портфель – 138 проектов с общим объемом 2,7 трлн рублей. У нас сформирован комплекс мер господдержки, среди которых режимы территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток (СПВ), государственно-частное партнерство и концессионные соглашения, сопровождение в режиме одного окна и множество других». Насколько рост объемов грузоперевозок в восточном направлении изменил экономику региона, есть ли планы по усилению пропускных способностей портовой инфраструктуры, какие проекты реализуются совместно с китайскими партнерами – об этом и не только наше интервью с Д. Демешиным «Каждый инвестор – составляющая успеха нашей экономики».
23 мая Валентину Александровичу Гапановичу исполняется 70 лет. Сегодня он возглавляет Ассоциацию «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ), а ранее, на протяжении почти полутора десятилетий, занимал должности вице-президента ОАО «РЖД», а также старшего вице-президента по инновационному развитию – главного инженера ОАО «РЖД». Именно он во многом определял основные направления развития научно-технической политики, инженерных решений практически во всех сферах железнодорожного транспорта, тем самым оказав существенное влияние не только на техническое развитие главной железнодорожной компании России, но и в целом на вектор развития отечественного транспортного машиностроения. В. Гапанович уделял большое внимание инновационной деятельности компании. В частности, при нем количество охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности в ОАО «РЖД» выросло более чем в 100 раз, а балансовая стоимость нематериальных активов – более чем в 135 раз. Портфель интеллектуальной собственности холдинга постоянно пополнялся охранными документами, в том числе патентами на изобретения и полезные модели. По оценке независимых экспертов, на ряде направлений в ОАО «РЖД» вышли на уровень, который соответствовал лучшим мировым практикам, а иногда и превосходил мировой уровень. Читайте наш специальный проект к юбилею В. Гапановича.
Как известно, ОАО «РЖД» объявило о работе над существенными изменениями в тарифной политике, которые должны быть реализованы в 2026 году.
Главный редактор журнала РЖД-Партнер Александр Ретюнин вместе с видными транспортными экспертами – Павлом Иванкиным, президентом Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, и Фаридом Хусаиновым, экспертом Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, к. э. н., автором телеграм-канала «Экономика на рельсах», обсудили, на каких принципах держится сегодняшняя тарифная политика РЖД, почему часть базовых составляющих действующего Прейскуранта № 10-01 устарела и какие изменения в нем могут произойти в ближайшее время.
«То, что готовится сегодня, однозначно будет в пользу РЖД. Об этом говорит тот факт, что, в отличие от 2002–2003 годов, дискуссия о прейскуранте не публичная. Мы можем только предполагать, какие решения там принимаются, но понятно, что в сегодняшних условиях финансовая устойчивость РЖД для государства находится на первом месте. Хотя и позиция грузоотправителей государству ясна», – отмечает П. Иванкин. «В РЖД понимают, что Прейскурант устарел, и поэтому принципы, которые монополия предлагала в 2019–2020 годах, другие. Идеи с территориальной дифференциацией тарифов, идеи о переходе от тарифа на основе среднесетевой себестоимости к тарифам, базирующимся на участковой себестоимости, предложения о большей индивидуализации тарифов – ко всему этому пришли, так как архитекторам тарифной системы стало понятно, что старые принципы устарели даже методологически. Дальнейший спор будет вестись о том, каким именно будет уход от Прейскуранта». Читайте наш большой разговор «Тарифная политика РЖД: куда держим путь?»
О лихорадке в сегменте контейнерных перевозок свидетельствуют цены на железнодорожные перевозки импорта из Китая в РФ. В начале весны 2025 года предложение на железнодорожную логистику превысило спрос. Цены на сервисы из Китая по-прежнему колебались в достаточно широком диапазоне. Однако их средневзвешенное снижение оценивалось экспертами на уровне 30–40% от котировок в декабре прошлого года, когда наблюдалась обратная картина: спрос превышал предложение. В апреле 2025 года контейнерный импорт из Китая в Россию подешевел, обновив постпандемийный минимум, отметил старший аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов. По его данным, в начале апреля средняя стоимость отправки 1 FEU ускоренными поездами к марту текущего года сократилась еще на $250–400 и составила около $4,4 тыс. на маршрутах с основных припортовых станций и $3,9 тыс. из внутреннего Китая. На снижение ставок повлиял дефицит грузов.
Правда, если смотреть статистику стивидорных компаний в марте 2025 года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, то картина будет выглядеть несколько иначе: в целом рынок вырос на 4,5% – в основном из-за смещения грузопотоков с востока на юг. При этом на востоке контейнеропотоки несколько сбалансировались за счет прибавки экспорта. Доминирование импорта на востоке осталось, но оно уже не столь ярко выраженное. Подробности в статье «Куда уходит импорт?»
В марте текущего года ситуация мало чем отличалась от той, что сложилась в феврале. В частности, формально можно было найти полувагон по низким ставкам (до 2000 руб./сут.). Однако, по сути, клиент доплачивал, если хотел отправить груз с приемлемым для него уровнем простоев подвижного состава. Причем размер такой доплаты имел свойство увеличиваться. И сложно было понять, какой характер носят указанные надбавки – временный или постоянный. Обычно ситуация корреспондировалась с поведением индекса доходности полувагона на ЭТП «Грузовые перевозки». Однако в последние месяцы данный показатель вел себя крайне неустойчиво: в марте увеличился на 2,4% к февралю текущего года, а в первой декаде апреля уменьшился примерно на столько же.
Неоднозначность сложившегося тренда, связанного с базовой ставкой аренды на споте, корреспондировалась с двойственностью оценок грузовой базы: в марте спад в российской экономике проявился отчетливее, чем это было в феврале. Вместе с тем такой глубины спада, которая отразилась в зеркале железнодорожной погрузки за март, в российской экономике не наблюдалось.
РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов (руб./сут.) на споте и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте наш обзор «На дорогах – тишина».
Напоминаем, что продолжается подписная кампания на журналы РЖД-Партнер и РЖД-Партнер Документы на 2025 год. Отправить заявку в один клик можно со страницы по ссылке, а также написать нам на е-мейл rasp@rzd-partner.ru или позвонить по тел. + 7 (812) 418-34-99.
Также вы можете оформить подписку на ежемесячное исследование «Ставки и грузовые вагоны»