+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2021 12:06:40
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов последнего летнего выпуска № 17 (453) мы подготовили для вас следующие интересные темы.
В мае – июле вновь проходила дискуссия о том, должны ли железнодорожные грузовые тарифы индексироваться по долгосрочной формуле «инфляция минус», или же нужно вернуться в той или иной степени к практиковавшемуся раньше ситуационному торгу между ОАО «РЖД» и правительством.

Дискуссия на эту тему выходит за пределы узкой тарифной проблематики, потому что сама формула долгосрочной индексации – это часть совершенно другого, если можно так выразиться, раздела экономической науки. Эта формула из приказа ФАС изначально появилась в контексте обсуждения проблем регулирования естественных монополий и антимонопольной политики (антитраста). И поэтому сегодня при обсуждении этой формулы необходимо вспомнить тот контекст, в котором этот метод регулирования естественных монополий появился, и те задачи, для решения которых он, вообще говоря, изначально был предложен. Таким образом, у этой проблемы есть два круга предложенных обстоятельств: частный – тарифный аспект и более общий – антимонопольный аспект. Рассмотрим их по порядку в статье «Логика антитраста и тарифная формула».

Статус операторов хотят поправить. В комитете Госдумы по транспорту и строительству предполагают завершить сбор отзывов на законопроект по этому поводу и подготовить документ к рассмотрению Госдумой в первом чтении уже на осенней сессии. Какие риски несет в себе этот документ и как он отразится на конкуренции среди собственников вагонов?

С одной стороны, предпринята попытка закрепить обязанности сторон с учетом необходимости обеспечения непрерывности процесса грузоперевозок. С другой стороны, при этом была весьма специфически проведена черта между монопольным и рыночным сегментами рынка: в законопроект об операторах частично перекочевали нормы, применяемые к субъектам монополий, между тем изначально услуга предоставления вагона в законе была определена как рыночная. Инициаторы законопроекта выразили такое намерение, мол, перевозчик в ходе реформы остался без вагонов и теперь не может эффективно управлять движением, а значит, ему следует предоставить инструменты для наставления собственников вагонов на правильное поведение на рынке. Для этого в ОАО «РЖД», в свою очередь, предложили свой набор мер. Причем они должны носить не рамочный, а прямой регуляторный характер. Это, кстати, позволит перевозчику сгенерировать в договорах на перевозку систему обязательных штрафов. На практике это будет означать, что за ряд претензий от клиентов перевозчик постарается перевести стрелки финансовой ответственности на операторов. А с учетом сложившейся практики работы на сети подобная тактика способна привести к вытеснению с рынка значительной части небольших компаний. Насколько реален такой риск? Читайте в материале «Игры со статусом могут перекроить рынок».

Растущий объем вывоза товаров на азиатские рынки требует соответствующих инфраструктурных условий. Модернизация Восточного полигона железных дорог идет с 2013 года, но первый этап расширения до сих пор не завершен. Правительство страны поставило РЖД четкую и однозначную задачу – успеть в этом году. В холдинге, как всегда, говорят, что все идет по плану. Но большинство участников и экспертов рынка сомневаются в завершении первого этапа модернизации Восточного полигона в 2021 году.

На сегодня ситуация выглядит печально: сроки завершения первого этапа развития БАМа и Транссиба уже неоднократно переносились. Изначально первый этап модернизации планировалось провести в 2013–2017 гг. Но в конце 2017 года правительство продлило фазу строительства до 2019-го, сроки начала эксплуатации сдвинулись на 2020-й.

Но уже летом прошлого года возникли сомнения в завершении модернизации БАМа в 2020-м. В железнодорожной монополии и Минтрансе в ответ заверяли, что работы проведут в заявленные сроки. Был подготовлен план по ускоренному развитию, в котором срок реализации проекта планировалось сократить на 1–2 года. Но в итоге в мае правительство продлевает сроки модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба до 2021 года. Подробнее в материале «Восточный полигон, что с тобой не так?».

Дискуссии о декарбонизации глобальной экономики не помешали росту мировых котировок на энергетический уголь. Его перевозки по сети РЖД растут. И на ближайшие пару лет нет оснований для снижения спроса на данный вид топлива.

Оптимистичные прогнозы по поводу угля прозвучали в конце весны, когда наметился рост его погрузки. Однако в мае еще было сложно сказать, насколько устойчивым окажется данный тренд. В частности, план предварительных объемов отправок на июнь 2021 года был установлен Минэнерго России ниже майского. При этом в министерстве исходили из сохранения вероятности дополнительного спроса на российский уголь в странах АТР. На фоне таких настроений ведущие угольные компании стали осторожно наращивать добычу. По данным центрального диспетчерского управления ТЭК, в июле 2021 года добыча угля в России выросла к аналогичному периоду прошлого года на 9,9%, а за 7 месяцев она увеличилась на 8,9% (до 247,9 млн т). Уголь по РЖД активно отгружали как внутренним потребителям, так и на экспорт. Однако летом стал заметен некоторый перекос в сторону последнего, из-за чего сводный результат отправок за рубеж, по предварительным данным ОАО «РЖД», увеличился на 14%. Если учесть, что за 7 месяцев 2021 года погрузка угля на РЖД в целом выросла на 9,9% к январю – июлю 2020 года (до 215,5 млн т), то несложно догадаться о снижении ее динамики на внутренних маршрутах. Каковы здесь дальнейшие перспективы – в статье «Черное золото снова в цене».

Контейнерный транзит по сети РЖД в сообщении Китай – Европа – Китай вырос в I полугодии в 1,5 раза, до 359,7 тыс. TEU. Свою роль здесь сыграло в том числе использование ускоренных контейнерных поездов (УКП), которые позволяют грузовладельцам значительно экономить на стоимости перевозки и ее сроках.
За I полугодие перевозки контейнеров по сети РЖД выросли на 15%, превысив 3 млн TEU.

По данным ОАО «РЖД», основу грузовой базы транзитных контейнерных перевозок составляют промышленные товары, химические грузы, автомобили и комплектующие для их сборки, станки и двигатели. Например, отправка автомобилей из Европы в Китай удвоилась по сравнению с I полугодием прошлого года и утроилась к аналогичному периоду 2019-го. В направлении Китай – Европа основной рост (в 1,5 и 2,6 раза соответственно) демонстрируют промтовары народного потребления. УКП сегодня используются и на экспортно-импортных, и на транзитных, и на внутренних рейсах. На данный момент доставка УКП импортных товаров из Китая в РФ становится все более конкурентной по сравнению с мультимодальными маршрутами через порты Дальнего Востока и морскими сервисами. Это связано как со значительным ростом тарифов на морское плечо перевозки и задержками при сдаче импортных контейнеров на железную дорогу в портах Владивосток и Восточный, так и со значительным дефицитом линейных контейнеров и мест на судах. Но от чего зависит динамика спроса на УКП? И как переводить пилотные проекты в регулярный сервис? Разбираемся в статье «Контейнерные поезда: придать ускорения».


Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions