+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2021 16:17:25
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер!

Среди материалов майского выпуска № 9–10 (445–446) мы подготовили для вас следующие интересные темы.
Под влиянием локальных дефицитов парка рост базовой ставки на обычные полувагоны на споте был зафиксирован на протяжении довольно длительного периода, который начался еще в феврале 2021 года. В апреле к январю он в суммарном итоге составил 10%. Причем в апреле, как и в феврале – марте, рост происходил преимущественно за счет нижнего диапазона ставок. Соответственно с февраля по апрель ставки в нем на обычные полувагоны увеличились с 600 до 700 руб./сут. В верхнем диапазоне рост ниже – от уровня в 900 до 950 руб./сут.
РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. В исследовании участвуют представители ведущих российских операторов, грузовладельцев, экспедиторских компаний, отраслевые эксперты. Читайте – «Ставки операторов: на сети апрельские рокировки».

Татарстан входит в число регионов – лидеров РФ. Его промышленный профиль формируют нефтегазохимический комплекс, крупные машиностроительные предприятия, а также наукоемкие производства. Географическое положение определяет ключевую роль республики как транспортного моста между восточной и европейской частями страны, а также для связей с другими странами ближнего и дальнего зарубежья. О развитии транспортной отрасли республики и новых проектах, которые будут реализовываться на ее территории, мы беседуем с министром транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фаритом Ханифовым.

В этом году будет дан старт проекту кольцевого железнодорожного движения в Казани. «Это один из перспективных социально значимых проектов в сфере железнодорожного транспорта, который будет охватывать большую зону пригорода Казани, железнодорожные вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы с метрополитеном, – рассказывает Ф. Ханифов. – Предварительно стоимость реализации проекта оценивается более чем в 22 млрд руб. Инвестором планирует выступить ОАО «РЖД» на условиях софинансирования с Татарстаном».

Какие еще проекты реализуются в республике, как решаются проблемы транспортного обеспечения особых экономических зон, например Иннополиса, – в эксклюзивном интервью «Бесшовный транзит и развитие всех видов транспорта».

В 2018-м дефицит грузовых вагонов оказывал существенное влияние на отрасль. Рынок оперирования железнодорожными вагонами стабилизировался лишь к середине 2019 года. Но с конца 2019-го в стране снова наблюдается перепроизводство грузовых вагонов. Кризис в вагоностроении с учетом избытка вагонов усугубился еще и снижением грузовой базы. Сейчас прогнозируется дальнейший спад производства, а ведущие заводы перепрофилируют свои мощности, выпуская наиболее востребованные и эффективные в нынешних условиях продукты.
«Вагоностроители вошли в затяжной период низкого спроса с прохождением дна рынка в 2022–2023 гг. Рыночные механизмы и конъюнктура будут действовать против вагоностроителей: даже потенциальный рост погрузки, который мы ожидаем в текущем году на уровне 1,2–1,6%, не сможет стабилизировать ситуацию. Диверсификация в сторону специализированных вагонов – насущная необходимость для предприятий, чьи производства ориентированы на выпуск универсального парка», – считает заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

Однако насколько успешно вагоностроителям удастся выйти из сложившегося положения дел на рынке? Подробности – в статье «Вагоны переобуваются, производители перепрофилируются».

Начавшееся восстановление рынка вагоноремонта в 2021 году все же не дало ремонтникам вернуться к комфортным показателям спроса. Причем о динамике заказов в I квартале на рынке единого мнения так и не сложилось. В НВРК зафиксировали околонулевой рост. В РТС подсчитали, что количество плановых ремонтов увеличилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объемы ТР-2 сократились примерно на 1%. А по оценке АО «ТД РЖД», за квартал было отремонтировано на 14% меньше вагонов, чем за аналогичный период прошлого года. Отсутствие значимого улучшения ситуации на рынке вагоноремонта подтвердили и в Союзе вагоноремонтных предприятий.

При этом, по его словам, высокая конкуренция из-за сложившегося переизбытка вагоноремонтных мощностей обостряет конфликт интересов. В текущих условиях владельцы подвижного состава диктуют цены, а вагоноремонтные предприятия вынуждены подстраиваться. Кроме того, наблюдается стабильный рост цен на запасные части и материалы, энергоресурсы и услуги ОАО «РЖД» (аренда путей, подача-уборка вагонов и т. д.). Влиять на рост расходов можно лишь отчасти, так как вагоноремонт является материалоемким, трудоемким и энергоемким процессом.
Все это приводит к максимальной экономии по всем возможным статьям, в том числе и вкладыванию в содержание вагона. Подробности – в статье «Вагоноремонт: пациент скорее жив, чем мертв».

На 2021 год тарифы железнодорожного перевозчика были проиндексированы по принципу «инфляция минус». Однако получат ли в итоге грузоотправители ожидаемый рост пропускной способности инфраструктуры от тех средств, которые должны поступить на ее развитие за счет повышения тарифов?

Себестоимость перевозок на РЖД формируется не только под влиянием тарифа – она зависит, в частности, от направления перевозок. Например, специфика Восточного полигона в том, что здесь квоты для угля определяет Минэнерго России. Во всех остальных случаях наполнение сервисов проходит через ЦФТО. Однако если угольщики не выберут отведенные им объемы, то получается, что у Минэнерго есть возможность создать условия, чтобы остаток был поделен между другими игроками.

И это вызывает опасения у грузоотправителей, ведь кто-то может поехать по дефицитному направлению вне очереди. А если так, то почему и перевозчик не может регулировать очередность отправок?

Поэтому вполне объяснимо стремление ОАО «РЖД» также устанавливать, кому и в какой последовательности ехать. Кроме того, для монополии имеет значение и направление перевозок: низкодоходные грузы выгоднее отправить туда, где пути свободнее или же содержание и эксплуатация инфраструктуры дешевле. В ряде случаев у клиентов есть выбор среди различных логистических схем: продукция может быть отправлена, например, через южные или дальневосточные морские порты. Однако нередко у компаний нет альтернативных маршрутов.
На деловом семинаре, который провел журнал РЖД-Партнер, были подробно рассмотрены нюансы тарифной системы железнодорожного перевозчика. Об этом – в материале «Куда везти и за что платить».

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions