+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2021 12:38:55
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Встречайте новый номер журнала РЖД-Партнер

Среди материалов первого выпуска № 1–2 (437–438) в наступившем году мы подготовили для вас следующие интересные темы.
Развитие Восточного полигона в 2020 году снова отставало от потребностей грузоотправителей. Для выработки мер по расшивке накопившихся узких мест требуется глубокий анализ факторов, из-за которых это происходит, иначе дефицит инфраструктуры будет сложно преодолеть.

Одним из узких мест на полигоне является локомотивная тяга. При этом проблема настолько обострилась, что в конце года ряд операторов вновь подняли вопрос о допуске частных локомотивов на пути общего пользования. ОАО «РЖД» было вынуждено потратиться на пополнение парка. Только затраты на обновление тяги сегодня тяжким бременем ложатся на РЖД и обостряют ключевую проблему своевременного финансирования расшивки узких мест инфраструктуры.

Известно, что в развитие железных дорог в текущем году монополия планирует вложить более 730 млрд руб. Однако структурирование затрат не завершено. И сколько будет выделено на развитие БАМа и Транссиба, не сообщается. Между тем на полигоне выполняется целый ряд уже начатых проектов, часть работ по которым перенесена на текущий год. И это вызывает тревогу – снова могут появиться проволочки с ремонтом и строительством. В материале «Полигон больших надежд и разочарований» мы постарались разобраться, что к чему.

Еще в конце ушедшей осени было понятно, что погрузка так и останется в отрицательной зоне. Очевидно, что сеть не добирает объемов для стабилизации перевозок. И одна из причин этого кроется в эффективности управления движением.
Итоги 2020 года, как можно заметить, могли оказаться лучше, если бы на сети смогли эффективнее управлять грузопотоками.

Одна из проблем – наличие существенного встречного вагонопотока из порожних полувагонов. Вагоны от разных собственников поступали неравномерно. Причем нередко прибывали раньше, чем могли быть погружены. В результате средний простой порожних полувагонов от момента прибытия до завершения погрузки мог составить около 62 ч.
Получалось, что большая часть простоя возникала не из-за задержек с выполнением технологических операций, а из-за ожидания собственно погрузки.

И это могло быть следствием как раз того, что профицит вагонов заставлял станции размещать излишек вагонов на путях необщего пользования. Но и это еще не все. Как показал анализ, в 2020 году на сети одной из причин ухудшения оборота вагонов стало наличие инфраструктурных ограничений.

Какие уроки можно извлечь из итогов 2020 года? Как можно повысить эффективность грузоперевозок? Читайте в материале «Сеть ждет системных изменений».

Согласно финансовому плану ОАО «РЖД», рассмотренному на заседании правительства РФ в конце декабря 2020-го, тариф железнодорожного перевозчика индексируется в текущем году на 3,7%. По сути, грузоотправители получили уровень тарифа, укладывающийся в формулу «инфляция минус 0,1%».

Впрочем, в 2018 году монополия получила больше, чем готовы были заплатить грузоотправители. В тариф перевозчика были вшиты, кроме индексации (+3,5%), еще и целевые надбавки: на экспорт (+8%), порожний пробег (+6%), капитальный ремонт (+2%) и компенсацию налоговых ущемлений (+1,5%). С тех пор первые две надбавки стали вечными, поскольку стали составной частью прейскуранта, а срок действия двух последних – до 2025 года. Причем все это давалось с определенными оговорками.

Так, одним из ключевых условий стало предоставление гарантий роста объема погрузки по определенному графику, не допускавшему перенос сроков отправки и места ее назначения, что на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса затруднило получение скидок в рамках тарифного коридора. Подробности – в статье «Тарифы в полосе неопределенности: куда-нибудь да приедем».

Перевозка контейнеров по сети железных дорог России по итогам 2020 года увеличилась на 16,5% относительно 2019-го. К этому показателю РЖД, согласно долгосрочной программе развития, должны были приблизиться только по итогам 2022 года.

Причем рост контейнеризации грузовых перевозок в России стал в принципе одним из главных драйверов развития рынка ввиду существенной просадки по ряду базовых для железной дороги номенклатур. К 5,81 млн TEU РЖД, согласно долгосрочной программе развития, должны были приблизиться только по итогам 2022 года.

На позитивную динамику контейнерных отправлений в прошедшем непростом году повлиял ряд определенных факторов. Однако эксперты настаивают: расслабляться пока рано. Обозначенный рост возник под влиянием не случайных экономико-политических обстоятельств, а планомерной работы по созданию комп­лексного логистического продукта. И эта работа еще не закончена. Что предстоит еще сделать, чтобы сохранить набранные темпы, – в статье «Сливки снимать? Рановато...»

В 2020 году погрузка экспортных грузов в направлении портов Дальнего Востока на сети железных дорог в январе – декабре увеличилась до 110,4 млн т с ростом к прошло­годнему уровню на 8,6%. В том числе угля было отправлено 93 млн т – на 8,2% больше, чем годом ранее (к сведению, в адрес всех терминалов страны погружено 166,7 млн т угольной продукции).
«Несмотря на изменения конъюнктуры рынка, связанной с коронавирусной инфекцией, дороге удалось переломить отрицательную динамику, которая наблюдалась в I полугодии, и обеспечить рост на 1,8 млн т», – сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО).

Драйверами роста в первую очередь выступили грузы первого тарифного класса – уголь (+22,2%) и руда (+7,6%).
По словам первого замначальника Дальневосточной железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Геннадия Нестерука, обеспечить рост перевозок помогли финансовые вливания. В 2019–2020 гг. в развитие ДВЖД инвестировано 174,6 млрд руб.

Однако рост перевозок низкодоходных грузов привел к снижению доходной ставки, а сгущение грузопотока к тихоокеанским портам – к потерям в качестве эксплуатационной работы. Как избежать диспропорции между низко- и высокодоходными грузами? Подробности – в материале «Горе от угля».

Виктория Зайцева

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions