+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2022 10:31:55
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

РЖД стабилизировались в минусе

По сравнению с предыдущим месяцем структура погрузки почти не изменилась – если не брать во внимание двух подвижек.

Во-первых, ранее в минус ушли практически все якорные номенклатуры, за исключением погрузки нефтегрузов (+0,6% к июлю 2021 г.), стройматериалов (+2,7% соответственно) и номенклатур, отправляемых небольшими партиями.

В августе нефтегрузы также ушли в отрицательную зону (-2,6% по сравнению с августом прошлого года). Однако в плюс вышло зерно (+1,5% соответственно).
Во-вторых, под влиянием санкций заметны подвижки в пропорциях между номенклатурами. По сравнению с декабрем 2021 года в августе на 3,7 п. п. увеличилась погрузка низкодоходных грузов, достигнув 58% от всего объема погрузки. При этом снизились доли высоко- и среднедоходных грузов: соответственно на 2 и 1,7 п. п. Основная причина – в первом случае снижение экспорта по всем основным позициям в экспорте.

Однако следует отметить: при всех пертурбациях тарифный грузооборот РЖД в августе снизился всего на 0,2%. И это указывает, что несмотря на падение погрузки перевозчик удерживает доходы на вполне приемлемом уровне.

Сеть стала чуть-чуть свободнее

Что касается брошенных поездов, то в августе было заметно некоторое улучшение по сравнению с июлем. Вместе с тем если в июне по количеству выданных конвенций лидировал Восточный полигон, то в августе по этому показателю сложился практически паритет с направлением в сторону российских морских терминалов Азово-Черноморского бассейна.

Как сообщил источник в ОАО «РЖД», на железных дорогах на погрузку в сторону Дальнего Востока действовал жесткий логконтроль, из-за чего на станциях отправления под разными предлогами ограничивали погрузку. Грузы в ряде случаев стояли на промежуточных станциях на пути к морским портам Дальневосточного бассейна. На ряде перегонов была оптимизирована скорость тяги, чтобы смягчить сгущения вагонопотоков на подходах к станциям выгрузки.

Ограничения отправок на юг были связаны, во-первых, с увеличением пропуска пассажирских поездов (за счет графиков движения грузовых составов). А во-вторых, это объяснялось наплывом грузов в Новороссийск и Тамань.

В августе образовались еще две зоны напряженности: ОЖД и СЖД. В их адрес в направлении российских морских портов также вводились конвенции. Это связано с притоком грузов в Усть-Лугу и Мурманск. Поскольку в странах ЕС действовало эмбарго, то, как подсказывает логика, основные отправки следовали из указанных морских портов в сторону стран Азии, Африки и Индии. Иными словами, кружным морским путем.

Дорогой уголек

Наиболее чувствительным для РЖД стало снижение погрузки угля до 28,5 млн т, что меньше по сравнению с августом 2021 года. Этого следовало ожидать.
Ряд экспертов ранее указали, что индексация негативно повлияет на угольщиков – прежде всего Кузбасса и Хакасии. И объемы погрузки угля в июне – августе просели во многом как раз из-за снижения отправок из данных регионов.

Как только снизились заявки угольщиков, в ОАО «РЖД» стали срочно пересматривать порядок квотирования их отправок по Восточному полигону: углю из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы вернули приоритет перед другими регионами. Им были увеличены квоты на экспорт на восток.

Правда, это было сделано с оговоркой – возвращена норма, согласно которой для того, чтобы воспользоваться квотами на Дальний Восток, необходимо было отправить не меньшие объемы на запад. Если на пике мировых цен на уголь это казалось приемлемым, то в нынешних условиях уже выглядит накладным. В итоге динамика погрузки угля оказалась в отрицательной зоне и в июле, и в августе (-8,2% и -7% соответственно к аналогичному периоду прошлого года).

Нефть сменила ориентир

В августе было погружено 17,7 млн т нефти и продуктов ее переработки. Это значит, что плюс, который демонстрировали предыдущие месяцы, иссяк и сменился на минус. Почему так произошло?

Вице-премьер РФ Александр Новак сообщил, что по итогам текущего года намечено добыть 520–525 млн т нефти. «Пока у нас, по-моему, был 3,3% прирост по отношению к прошлому году за 7 месяцев», – уточнил А. Новак. Однако при этом заявил, что Россия не будет поставлять нефть странам, которые поддержат лимит цен на нефть.
Впрочем, как отметил один из экспортеров, санкции вряд ли снизят объемы добычи сырья в РФ, но существенно изменят логистику поставок. Каким образом, пока не совсем ясно. Однако это уже негативно отразилось в августе на динамике железнодорожной погрузки.

На мировом споте стало явно меньше российских нефтегрузов. При этом стало известно, что увеличилась прокачка нефти по трубе на рынки стран АТР по долгосрочным контрактам. Это может означать, что прозвенел звонок: нефтегрузы на РЖД могут и в дальнейшем сохранить отрицательную динамику.

Противоречивая стройка

Строительные грузы в августе получили неожиданное ускорение: их погрузка выросла до 12,9 млн т (+6,2%). Судя по данным, озвученным на недавно на конференции «Минеральные вяжущие в транспортном строительстве: дороги и аэропорты», основную прибавку в погрузке на РЖД в части щебенки обеспечили строители автодорог.
А данные информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки» свидетельствуют о том, что перевозки балласта летом текущего года для нужд РЖД оставались на уровне ниже прошлогодних результатов.

Вполне закономерна просадка в погрузке цемента. По информации ООО «Руцем.Ру», с марта темпы роста его производства в РФ стабильно замедлялись. Более всего вниз потянули ПФО, УФО и СФО. Снизилось как жилищное, так и промышленное строительство.

В структуре производства цемента сохранилась только тенденция увеличения доли производства бездобавочных портландцементов, бетона для дорожных и аэродромных покрытий, а также мостовых конструкций. В целом транспортное строительство частично компенсировало падение в других сегментах строительного рынка.
Вывод весьма прозаичный: в железнодорожной погрузке цемента наступил явный антракт. Причем снижение погрузки связано еще и с активным переключением перевозок данной номенклатуры на другие виды транспорта – прежде всего автомобильный из-за повышения тарифа перевозчика.

Что в минусе?

В группе падения в августе оказалась широкая палитра грузов. В минусе все позиции, связанные с ГМК: руда, металлы, лом.

Рекордсменами в падении погрузки стали лес (-29,2%) и промсырье с формовочными материалами (-23,7%). На третьем месте – кокс (-19,2%).

В минусе перевозки грузов в контейнерах, химикаты и сода, а также минудобрения.

Подробнее со статистикой погрузки можно ознакомиться в очередном номере журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions