Напомним, в январе в России было произведено 5,4 тыс. грузовых вагонов, что почти на четверть больше, чем за аналогичный месяц 2024 года. Однако январский результат оказался не показательным. И в феврале, и в марте выпуск подвижного состава был ниже среднемесячного объема за прошедший год.
Январский задел и апрельское пике
По итогам I квартала производство вагонов показало к прошлогоднему уровню увеличение всего на 2%. Драйвером роста выступили полувагоны и цистерны. В апреле же объем вагоностроения к аналогичному месяцу 2024 года сократился практически на треть.
Сегодня отрасль зависит от нескольких факторов, которые определяют нисходящий вектор. В их числе – сравнительно низкие объемы списания парка, высокая ключевая ставка ЦБ, влияющая на кредитование и лизинг подвижного состава, ограничения пропускной способности инфраструктуры. Кроме того, серьезным вызовом становятся ранее непредвиденные ограничения – в рамках проводимой перевозчиком борьбы с профицитом парка, говорил ранее исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.
Подвести под списание
Многие отраслевые эксперты и участники рынка прогнозируют спад производства вагонов по итогам 2025 года до 50–55 тыс. ед. Напомним, в прошлом году произведено 74,9 тыс. ед., что стало одним из рекордных показателей за последние 20 лет.
В I полугодии 2025-го ожидается снижение объемов постройки до 30 тыс. вагонов на фоне сокращающегося спроса со стороны операторов и образования общего профицита парка на сети, оценивает Андрей Бочаров, начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли «Газпромбанк Лизинг».
«Оживление рынка лизинга подвижного состава будет происходить в II полугодии 2025 года по мере закрепления тенденции на снижение ключевой ставки», – отмечает эксперт.
На фоне сегодняшних вызовов периодически звучит идея увеличения темпов списания подвижного состава. Предложения касательно пересмотра продолжительности срока эксплуатации вагонов аккумулируются в Минпромторге.
Как известно, в Минтрансе предлагают рассматривать данную инициативу с учетом экономической эффективности ремонта и содержания парка. В Объединении вагоностроителей полагают, что ускоренное списание должно относиться к низкоэффективному подвижному составу. Причем двигаться в этом направлении возможно последовательно, от системы повышенного контроля за техническим состоянием и введения мер по отстою вагона до запрета на продление его срока службы на всем пространстве колеи 1520 мм.
В операторском сообществе озвучивают свои подходы
В СОЖТе уже указывали на необходимость учета ценового фактора грузового вагона при рассмотрении предложений о сокращении назначенного срока службы.
Причем ограничительная мера не должна относиться к эксплуатируемому парку, ее целесообразно рассматривать только для вновь изготавливаемого подвижного состава, и это важно учитывать в итоговой стоимости новой продукции.