+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.08.2021 09:01:40
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка в июле 2021 года на РЖД росла медленнее, чем в июне

В июле российские предприятия продемонстрировали готовность поставлять продукцию на рынок в неменьшем размере, чем в доковидный период. Соответственно погрузка на РЖД в июле 2021 года достигла 108 млн т. Это на 4,1% больше по сравнению с аналогичным месяцем 2020-го и примерно соответствует уровню объемов за июль 2019 года.
При этом мало кто обратил внимание на то, что до середины лета объемы погрузки в позапрошлом году отставали от уровня 2018 года. Поэтому докризисным уровнем следовало считать именно планку погрузки 2018-го.

А сейчас ситуация изменилась: ведь в июле 2019 года погрузка уже подтянулась до планки, достигнутой в том же месяце 2018-го. И дальше пошел рост. Так что нынче уже становится корректным оценивать доковидный уровень именно по 2019 году, не оглядываясь уже на предшествовавший ему период.

Поэтому настало время признать: в июле 2021 года сеть действительно восстановила объемы перевозок. Это – своего рода переломный момент.

Правда, у медали есть и оборотная сторона: поскольку теперь приходится равняться на довольно высокую базу, то становится вполне объяснимым и снижение темпов прироста погрузки относительно июня 2021 года. Если в предыдущем месяце объемы погрузки увеличились на 10,2%, то в июле этот же показатель составил только 4,1% – т. е. разница в -6,1 п. п. И так произошло не из-за увядания роста российской экономики, а прежде всего из-за игры с перепадами в динамике железнодорожной погрузки за предыдущие 3 года.

Восточные заморочки

Впрочем, можно отметить еще один фактор, который несколько охладил темпы прироста погрузки в июле 2021 года относительно того же месяца прошлого года. Это обрушение моста через реку Ареду, которое привело к остановке на движения поездов на Транссибе.

По данным заместителя председателя правительства Забайкальского края Андрея Гурулева, мост через Ареду рухнул также из-за размыва опоры. И ситуация в чем-то оказалась схожей с той, что привела весной к обрушению моста через Колу. Правда, в Забайкалье выручило, что переправа по конструкции хотя и похожа на ту, что соорудили в свое время в Мурманской области, но значительно короче. Так что в данном случае строителям не пришлось возводить посередине реке дополнительную опору, которая и сыграла роковую роль.

Ареда имеет узкое русло. Соответственно у моста через нее паводок размыл только прибрежную опору. А такие последствия разрушения железнодорожники смогли устранить достаточно быстро. Уже через 3 суток, 25 июля, по переправе пошли поезда – сначала по одной ветке, а затем, спустя время, и по второй.

Однако если учесть, что сейчас Восточный полигон практически не имеет резервов пропускной способности и является одним из самых востребованных направлений у экспортеров, то сбой на нем, конечно, не прошел бесследно. Обрушение моста вызвало задержку с пропуском нескольких десятков грузовых составов. В ОАО «РЖД» на 3 суток приостановили погрузку на восток по Транссибу. Появились брошенные поезда, которые в дальнейшем поднимали в авральном порядке.

Отчасти потери в грузопотоке на Восточном полигоне смог компенсировать БАМ – как раз 25 июля 2021 года на магистрали было открыто движение по второму Байкальскому тоннелю. Расшивка этого узкого места позволила увеличить провозную способность тоннеля в 2,5 раза, что, конечно, не означает пропорционального роста мощности по всему БАМу. Ведь на нем остались еще и другие барьерные участки. Тем не менее движение ускорилось, что немного подтянуло сводный результат перевозок в восточном направлении.

Уголь снова на подъеме

Если говорить о драйверах роста погрузки на РЖД, то, как и в предыдущем месяце, в июле 2021 года среди них следует назвать прежде всего уголь. Его отправили 30 млн т, что на 7%, по предварительным данным, больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Спрос на уголь растет, подтвердила генеральный директор группы компаний ООО «ТрансВагонСервис» Наталья Сапрыкина. В Кузбассе для этого группа арендует 1,5 тыс. вагонов. «Работаем в основном на самом сложном направлении – Восточном, причем осуществляем перевозки энергетических ресурсов как на экспорт – в Китай, так и для восполнения внутренних нужд – поставляем уголь для потребителей Магаданской области и Камчатки. В условиях, когда морские порты испытывают трудности с переработкой вагонопотоков, ООО «ТрансВагонСервис» действует через речные гавани – порты Благовещенск и Хабаровск», – сообщила Наталья Сапрыкина.

По словам экспертов, активизировался спрос на перевозки угля и на некоторых других направлениях. Увеличились его отправки в страны ЕС (например, в Польшу) и сторону морских портов Южного бассейна (в Грецию, Пакистан, Турцию).

Кроме отправок в полувагонах, уголь иногда перевозят в контейнерах Open Top. Однако средний их объем – около 67 тыс. т в месяц, по подсчетам одного из операторов. В основном такие рейсы выполняются в КНР на коротком плече через сухопутные погранпереходы, что позволяет обойти ограничения, введенные китайской стороной, на границе.

По данным агентства Reuters, в РФ намерены воспользоваться сложившейся на мировом рынке ситуацией для того, чтобы выгодно продать уголь. И основной рынок сбыта сейчас – в Азии, где потребление угля еще долго не иссякнет. Однако вывоз требуемых объемов сдерживает железнодорожная инфраструктура. Для модернизации Восточного полигона намечено вложить более $10 млрд.

Черные металлы продолжили подниматься в гору

Как отметило Reuters, в Азии в июле 2021 года интенсивно закупали и железную руду. Фьючерсы на нее росли по мере восстановления рентабельности стали в Китае.

Увеличился спрос на мировом рынке и на черные металлы. Выросло потребление данной номенклатуры и внутри РФ. По данным ассоциации «Национальное объединение строителей» («Нострой»), под влиянием оживления в строительстве и в секторе металлообработки к июлю с IV квартала 2020 года металлопрокат, например, подорожал на 80–100%.

Соответственно увеличилась и их погрузка на РЖД. Для железной руды рост составил 2%, а металлов – 9%.

Правда, такой уровень цен смогли выдержать не все потребители. Они пожаловались в правительство. Там обещали принять меры. Под угрозой введения ограничений на импорт черных металлов внутрироссийские прайсы начали сползать вниз. И это уберегло экспортеров черных металлов от снижения объемов их вывоза за рубеж на волне сложившейся там благоприятной конъюнктуры.

Ее подогрели два фактора: восстановление мировой экономики и череда природных факторов (наводнения, пожары), которые в дальнейшем влекут за собой необходимость строительства объектов недвижимости. И если металлурги не будут слишком уж задирать внутренние цены на свою продукцию, то динамика погрузки на РЖД данной номенклатуры и далее сохранится позитивной.

Лес вырос в цене

Те же факторы, что повлияли на черные металлы, подогрели и спрос на лес. По данным одного из экспортеров, значительная доля древесины, заготовленной на Северо-Западе и Дальнем Востоке, уже законтрактована под экспортные заказы. Причем катализатором спроса в июле на лесоматериалы стали США.

На внутреннем рынке к данному фактору добавился еще бум в сегменте загородного домостроения, рассказал директор по развитию строительной компании «Теремъ» Тимофей Тесин. По его словам, летом спрос подскочил втрое. Это произошло под влиянием ограничений на поездки граждан за рубеж на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса для граждан РФ. Соответственно население стало вкладываться в объекты дачной недвижимости. Как отметил президент «Ностроя» Антон Глушков, ситуация с ценами тяжелая.

Древесина подорожала на 40–70%, а следом за ней и изделия из нее, начиная с фанеры. О двукратном росте прайсов за год на пиломатериалы сообщили в Ассоциации деревянного домостроения («АДД»). Активный внутренний спрос в июле подтолкнул вверх и погрузку леса на РЖД (+3% к аналогичному периоду прошлого года).

Кроме того, ажиотаж создает и введение запрета с территории РФ сырья и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород, вступающий в силу с 1 января 2022 года. После этого экспорт по железной дороге может сократиться. В ДФО, в частности, доля необработанной древесины составляет около 42% от всех перевозимых ее объемов.

Ограничения могут быть введены и для экспорта пиломатериалов, если их включат в список существенно важных для внутреннего рынка РФ. Однако подобное уже способно подорвать ЛПК, считает первый заместитель министра Алексей Павлов. Это обернется и существенным снижением объемов железнодорожных перевозок.

Пока правительство погрозило пальцем: в 1 июля 2021 года увеличили таможенные пошлины на вывоз за рубеж лишь сырых пиломатериалов (не прошедших камерную сушку). Но этот практически не отразилось на динамике погрузки леса: она осталась на уровне июньской.

Что в корзине драйверов и их противовесов?

Среди других номенклатур, способствовавших приросту в июле, следует также назвать нефтегрузы: их погрузка составила +9,3% к аналогичному периоду прошлого года. Свою роль тут сыграли три фактора: оживление мировой конъюнктуры, рост автомобильных перевозок и дорожного строительства внутри РФ.

Объемы последнего попутно подтолкнули вверх и цены на дорожный битум – он подорожал на 40–60%. Тренд коснулся также щебня и цемента, которые обычно дешевели в разгар лета.

Что касается цемента, то нынешним летом он уменьшился в цене только в 3 регионах, а в остальных – подорожал. Причем в Уральском федеральном округе, например, по данным Росстата, – более чем в 1,5 раза. Щебень повел себя тоже необычно: прайсы на него на ряде направлений подросли. Карьеры его активно грузили. Но щебень по большей части уходил по ряду причин на другие виды транспорта. Как следствие, на РЖД в июне текущего года по данной номенклатуре образовался минус – около 7%.

Вниз также ушла погрузка химикатов и соды, а также ряд других типов грузов, которые перевозят небольшими партиями. Однако драйверов роста погрузки оказалось все-таки больше. Среди них – минудобрения, зерно и контейнеры.

И это объясняет, почему в ОАО «РЖД» оптимистично оценивают дальнейшие перспективы погрузки. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, если изначально в холдинге ставили задачу увеличить погрузку в 2021 году на 1,6% к прошлому году, то летние результаты позволяет рассчитывать на ее прирост в 3,3%.

Генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов отметил, что пандемия еще не закончилась, но на рынке уже научились работать в новых условиях. Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка. Однако многое будет зависеть от осенних итогов, когда рост российской экономики столкнется с последствиями разогретой летом инфляцией.

Кроме того, в дальнейшем объемы погрузки на РЖД придется сравнивать уже с довольно высокой доковидной базой. Доковидного уровня на сети достигли. Но если сравнивать с 2019 годом, то сеть сейчас входит в полосу, когда на железных дорогах набрали обороты по сравнению с 2018-м. Значит, и восстановление погрузки придется поддерживать на уровне, который значительно круче, чем был в I полугодии доковидного периода. Для этого придется затрачивать больше усилий. А если не удастся, динамика погрузки в II полугодии текущего года может оказаться скромной, если сравнивать его с 2019 годом, на который следует ориентироваться в оценках.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions