+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2020 14:32:23
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Погрузка РЖД в январе: ретроспектива и перспективы

В январе 2020 года ухудшились показатели качества железнодорожных перевозок: грузов перевозилось меньше, но оборот вагона не улучшился. На сети также оставалось значительное количество брошенных поездов, которые тормозили движение на подходах к станциям выгрузки.
Тяга и графики движения

Ситуация выглядит странновато: по данным опросов, которые проводятся журналом РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, на фоне снижения объемов погрузки отправители ожидали, что обещанные РЖД графики перевозок будут соблюдаться точнее. Однако в итоге было отмечено только одно бесспорное улучшение: на перегонах поезда двигались быстрее.

Это неудивительно: по оперативным данным ОАО «РЖД», в январе 2020 года в среднем в сутки на сеть выходило 10 570 магистральных грузовых локомотивов, что на 0,9% лучше аналогичного показателя 2019-го.

Меньше ждали и маневровых локомотивов на станциях отправления. Это, опять-таки, произошло потому, что в январе текущего года рабочий парк маневровых локомотивов РЖД вырос.

Доставки не в срок

Тем не менее это не означало увеличения доли доставок в срок. Причина – сложившийся дисбаланс между объемами погрузки и выгрузки. По стечению обстоятельств в такой ситуации ужесточился логконтроль. Причем сигналы о перегрузке, которые появлялись в АСУ различных дирекций, вызывали удивление клиентов. Их представители видели свободные пути на станциях разгрузки, но в АС ЭТРАН отражался запрет на отправку состава.

Если по поводу запрета еще можно понять, то откуда брались сигналы о нехватке маневровых локомотивов, когда их вроде бы должно было находиться на станциях как минимум в достатке, – не вполне ясно. Очевидно, и для маневровой тяги выдавались какие-то внутренние запреты.

Таким образом, январь вскрыл любопытный нюанс: оказывается, отсутствие локомотива не всегда означает физическую нехватку тяги. Ее могут не подать из-за неготовности инфраструктуры или, скажем, отсутствия осмотрщиков.

Где тормоз?

Это означает, что попытки привлечь на сеть в январе дополнительные объемы грузопотоков, которые предпринимались на железных дорогах, наткнулись на инфраструктурные барьеры. В таком случае сложно ожидать выхода из отрицательной зоны динамики погрузки и в феврале нынешнего года, что подтверждают и предварительные итоги первых дней текущего месяца.

Снижение погрузки продолжилось как на экспорт, так и во внутреннем сообщении. Напомним, что в январе эти показатели упали на 7,5 и 3,5%, соответственно. При этом в декабре прошлого года, по данным Росстата, объем промышленного производства увеличился на 2,1%.

Правда, при этом расчетный интегральный индекс грузообразующих отраслей экономики, по данным ОАО «РЖД», за тот же период составил -0,9%. Это объясняет уход в минус железнодорожной погрузки в январе 2020-го. Но не до такой же степени, как это было зафиксировано статистикой (-4,9% к аналогичному периоду прошлого года).

Ссылка на форс-мажор

Между тем перевозчик в своих последних комментариях к итогам января сваливает все именно на форс-мажор. Но факты как-то не выстраиваются в логическую цепочку. Например, сокращение добычи угля зафиксировано всего на 2% (ухудшение мировой конъюнктуры в Европе, снижение потребления топлива угольными ТЭЦ из-за теплой зимы), а погрузка угля упала на 10,8%. Заметим, что попытки его больше вывезти на Дальневосточном направлении привели к появлению на дальних подходах к российским морским портам брошенных поездов.

Погрузка нефтегрузов уменьшилась на 3,9% – как объяснили в ОАО «РЖД», из-за снижения в декабре 2019 года объемов производства топочного мазута на 8,2%, автомобильного бензина – на 3,4%, дизельного топлива – на 2,6%, прямогонного бензина – на 7,1%. В компании это связали с тем, что нефтепродуктов больше перекачали в трубу на экспорт, а также вспомнили о негативном влиянии на динамику железнодорожных перевозок нефтепродуктов налогового маневра в нефтяной отрасли, стимулирующего увеличение выпуска светлых нефтепродуктов, транспортировка которых тяготеет к трубопроводному транспорту.

Кто кого стимулирует

Любопытно, что в те периоды в прошлом году, когда сети РЖД удавалось привлечь дополнительные грузопотоки, то ссылались на привлекательность предложенных клиентам транспортным продуктов. Сейчас, когда погрузка ушла в минус, по логике, следует говорить о факторах, которые не устраивают клиентов. Но вместо этого звучит старая песня о форс-мажоре.

В этом свете интересны и два других комментария. Первый – рост погрузки руды ввиду благоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка в январе 2020 года из-за сокращения его предложения со стороны крупнейших поставщиков Бразилии и Австралии (компаний Vale и RioTinto).

Второй – снижение погрузки металлов на экспорт на 7,8% в условиях сохранения неблагоприятной ценовой конъюнктуры. То есть, опять-таки, РЖД не локомотив экономики, а некий прицепной вагон – куда грузообразующие отрасли движутся, туда и следует железнодорожный перевозчик.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions