+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.08.2017 15:00:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июле 2017 года

В июле 2017 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 106,6 млн т, что на 2,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, что в июне 2017-го объем погрузки на сети РЖД достиг 103,8 млн т. С учетом некоторого снижения темпов роста, наблюдающегося в сравнении с первыми месяцами года (исключая февраль), положительная динамика грузовой работы сохраняется. Так, к аналогичным периодам 2016 года в январе рост составил 6,7%, в феврале – 0,9%, в марте – 3,8%, в апреле – 3,9%, в мае – 3,5%, в июне – 2,6%. По итогам июля отмечающаяся тенденция I полугодия к росту погрузки также транслируется на следующую половину года.
Уголь наращивает темпы на юге, объем – на востоке

На сети ОАО «РЖД» по-прежнему превалирующим по объемам видом перевозки остается такая номенклатура низкодоходных грузов, как уголь. При этом и динамика увеличения темпов погрузки остается стабильной. Объем его погрузки в июле 2017 года составил немногим более 28,7 млн т. Для сравнения, в июле 2016-го было погружено 25,6 млн т. Таким образом, рост от месяца к месяцу составил +12%. В июне такое соотношение достигало +11%. Однако и здесь прослеживается общая тенденция неравномерности динамики роста в течение полугодия. Так, за 7 месяцев текущего года максимальный объем погрузки угля пришелся на январь, март и май, тогда как ежемесячный объем погрузки составил 31,4 млн т, 30,9 млн т и 29,4 млн т соответственно. Некоторое снижение динамики в данном сегменте можно связать с проведением летних путевых работ, однако ее соотношение показателей по направлениям перевозки свидетельствует лишь о косвенной возможности подобной корреляции. Основным полигоном роста в данном сегменте стала Северо-Кавказская железная дорога, где за 7 месяцев года погружено 6,1 млн т каменного угля, что на 30,5% выше прошлогодних показателей за тот же период.

Причем в минувшем месяце по отношению к июню текущего года рост погрузки каменного угля увеличился почти на 60%, достигнув 1,1 млн т. Данный рывок в значительной степени объясняется озвученными ранее планами украинского энергохолдинга «ДТЭК» активизировать свои угольные активы в РФ и нарастить добычу на принадлежащих ему ростовских шахтах. Впрочем, интенсивная динамика роста перевозок угля в южном направлении далеко несопоставима с объемами перевозок в направлении Запад – Восток. Один только «Ростерминалуголь», крупнейший на Северо-Западе России специализированный угольный терминал, в июле обработал более 2,25 млн т угля, или 31 445 ед. подвижного состава, при среднесуточной выгрузке 1014 вагонов и максимальном показателе 1207 вагонов за сутки. За аналогичный период 2016 года здесь было выгружено более 1,78 млн т угля, или 25 074 вагона.

Всего, по данным компании, с начала 2017 года на терминале было отгружено на экспорт более 13,57 млн т угля, что на 42% выше показателей аналогичного периода прошлого года. В то же время можно отметить некоторое снижение перевозок в направлении портов Дальнего Востока. Так, например, на ДВЖД снижение объемов погрузки каменного угля к январю – июлю 2016 года составило 9,3%. При этом перевозки угля сухопутными маршрутами сохраняют позитивную направленность. При снижении общих июльских показателей погрузки на ЗбЖД на 3,4% стабильный прирост 2,1% по итогам 7 месяцев принесла погрузка каменного угля. В основном углеобразующем Кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги погрузка также растет стабильными темпами – в июле она была выполнена в объеме 19 млн т, что на 2% больше, чем в июне этого же года. В целом по ЗСЖД в прошлом месяце погрузка каменного угля была выполнена в объеме 20 млн т, что на 11,6% больше, чем в июле 2016 года. С начала года каменный уголь здесь погрузили в объеме 137,2 млн т, что на 11,8% превышает показатель, достигнутый в январе – июле прошлого года. Востребованность в перевозке ощутили и собственники ПС. Так, по словам исполнительного директора АО «ПГК» Александра Сапронова, благоприятная ценовая конъюнктура экспорта угля и необходимость вывоза накопившихся остатков вызвала в II квартале высокий спрос на полувагоны со стороны угольных компаний. Это оказало влияние на арендную ставку полувагонов, которая в среднем варьировалась в диапазоне от +10 до +15% относительно уровня I квартала 2017 года.

По оценкам экспертов, восточное направление энергетического экспорта по-прежнему остается наиболее перспективным. Благоприятные для российской угольной промышленности прогнозы в перспективе связаны не только с действием санкционных запретов на поставки угля из КНДР, вследствие чего увеличились шансы российских экспортеров на китайском рынке. В более долгосрочной перспективе, как отмечают эксперты компании «Русский уголь», несмотря на неоднократные заявления КНР о сокращении потребления угля, он только укрепляет свои позиции, причем не только внутри страны, поскольку Китай участвует в строительстве как минимум 79 работающих на угле электростанций по всему миру.

Нефть в ожидании восстановления

Рост погрузки нефти и нефтепродуктов на сети РЖД в июле 2017 года по отношению к предыдущему месяцу составил 5%, увеличившись с 18,7 млн т до 19,7 млн т. Однако к июлю 2016 года наблюдается незначительное – почти на 1,5% – снижение. Всего же погрузка за январь – июль 2017-го в этом сегменте достигла 137,5 млн т, что на 0,7% выше аналогичного показателя 2016-го. Одним из полигонов роста здесь стала ДВЖД, где в июле погрузка нефтепродуктов увеличилась на 7% и составила 5,85 млн т. Однако несмотря на положительную динамику, отмечают эксперты ОВК, говорить о восстановлении объемов перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом пока не приходится. Об этом же свидетельствует и спрос на аренду нефтебензиновых цистерн. По словам исполнительного директора АО «ПГК», несмотря на старт речной навигации и конкуренцию с трубопроводным транспортом, весь II квартал они находились на уровне I квартала 2017 года.

Зерно ушло из Турции и триумфально вернулось

На 7% к июню этого года выросла в июле перевозка зерна по сети РЖД. Она составила чуть более 1,2 млн т. В июле 2016 года перевезли 1,1 млн т, т. е. на 10% меньше. Всего по итогам 7 месяцев зерно остается одним из лидеров по темпам роста погрузки (+10,1% к январю – июлю 2016 г.). Так, погрузка зерна и продуктов перемола на экспорт в I полугодии 2017-го выросла на 18% по отношению к I полугодию 2016-го, а во внутреннем сообщении – на 5,2%. Как отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, активному росту экспорта способствует ослабление рубля в последние месяцы, а также рост мировых цен. В период с начала текущего года по июль уровень биржевых цен вырос на 19,3% по отношению к тому, что наблюдалось в конце прошлого года (декабре).

При этом необходимо учитывать низкую базу 2016-го, поскольку в минувшем году цены на российское зерно были снижены в результате рекордных урожаев таких ведущих стран-производителей, как США, Канада, Франция, Австралия. В этом году засуха, установившаяся в основных производящих регионах США и Канады, привела к увеличению цен на американскую пшеницу и, как следствие, на пшеницу во всем мире. «Достаточное количество осадков на нашей территории уже начинает конвертироваться в высокую урожайность», – считает эксперт. Так, на начало июля средняя урожайность превысила показатели прошлого года (4,5 ротив 4,3 т/га). Долгосрочной стратегии экспорта поспособствовал и ряд регуляторных решений. Напомним, что в соответствии с постановлением правительства в период с сентября 2016 по июль 2018 года была обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу. Кроме того, в конце мая было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и РФ. И если в марте турецкие пошлины на российское зерно еще достигли 130%, то уже по итогам июня Турция вышла на первое место по закупкам российского зерна, а на ее долю пришлось около 13,9%. Также среди импортеров значительные доли заняли Иран (10,1%), Египет (7,3%) и Ливан (7%). Дальнейшие перспективы зернового экспорта связаны с созданием зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. Так, по словам члена Евразийской экономической комиссии Вероники Никишиной, уже достигнуты договоренности по гарантированным условиям преференциального доступа зерновым: ячменю, гречке, кукурузе. Переговоры по пшенице также находятся в стадии завершения.

Крупные стройки не решили проблем

К июлю текущего года спад в погрузке минерально-строительных материалов, наблюдавшийся с начала года, удалось замедлить. Так, за минувший месяц было погружено 12,7 млн т, что на 3% больше июньских показателей. В то же время в июле 2016 года погрузка этой номенклатуры составляла 14,6 млн т, что на 14% больше аналогичного показателя этого года. По данным СРО «Союз строителей», в июле 2017 года по железной дороге перевезено почти 11,6 млн т щебня, что на 8,6% меньше по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это очень слабый результат и худший итог июля за последние 2–3 года, отмечают в объединении.

В ИПЕМ спад в погрузке минерально-строительных материалов объясняют сокращением внутреннего спроса (-5,3% к I полугодию 2016 г.). «В то же время растет погрузка на экспорт – на 19,6%, но ее недостаточно, чтобы компенсировать внутренний спад, так как экспорт составляет менее 2% от общей погрузки. Снижение выпускаемой продукции строительной отрасли обусловлено экономическим спадом в стране в результате сокращения госзаказов, сжатия спроса со стороны населения и дорогих банковских кредитов. «И даже реализация крупнейших инфраструктурных проектов, таких как строительство моста через Керченский пролив, реконструкция аэропорта Байкал, возведение сооружений Универсиады 2019 года не меняет общего положения дел», – комментирует А. Слободяник. Кроме того, сокращение емкости рынка регионов Западной Сибири и снижение экспортных отгрузок в Казахстан из-за укрепления рубля по отношению к тенге привело к падению объемов производства цемента в регионе. При этом на текущий момент Казахстан является основным потребителем российского цемента. Согласно экспертным данным, по потреблению щебня наибольший прирост был отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе, где его потребление выросло вдвое. В Ленинградской области и Республике Карелии фиксируется снижение погрузки щебня. Во многом это связано с существенным ростом вагонной составляющей на перевозку щебня и несбалансированной ценовой политикой предоставления вагонов, полагают эксперты. Это приводит не только к его оттоку на другие виды транспорта, но и к закрытию некоторых нерудных предприятий в СЗФО.

Контейнерные факторы

Незначительными темпами увеличились в июле перевозки контейнерных грузов. Если в июне этого года было перевезено 2,32 млн т, то в июле 2,36 млн т. Для сравнения, в июле 2016 года этот показатель составлял 2,1 млн т. Всего в первой половине 2017-го объем транзитных перевозок, по данным международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», составил 146 тыс. TEU, что на 87% превышает показатели прошлого года. Объем импорта впервые за долгое время превысил экспортный поток: 160,7 тыс. TEU против 154,8 тыс. TEU соответственно. Хотя еще в прошлом году эта пропорция выглядела по-другому: 107,7 тыс. TEU против 125,7 тыс. TEU. В то же время динамичный рост с начала года показывают перевозки КТК железнодорожным транспортом в сообщении Россия – страны АТР: 48% к показателям 2016 года. По данным КСТП, объем перевозок крупнотоннажных контейнеров железнодорожным транспортом в сообщении Россия – страны АТР за I полугодие 2017-го составил 461,6 тыс. TEU. Дальнейший рост контейнерооборота, по мнению эксперта центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, также будет связан с развитием взаимной торговли с Кореей, Японией, Китаем. По его словам, в 2017 году наблюдается восстановление импорта и экспорта, что положительно сказывается на общей динамике контейнерооборота. «Транзит Россия – страны АТР является хорошим дополнением к российскому рынку перевозок в контейнерах. Его доля от общих перевозок Россия – страны АТР составляет около 20%, работает система скидок перевозчикам, повышается культура логистики в связи с требованиями грузоотправителей по срокам и сервисам», – отмечает он.

Однако здесь существуют и факторы сдерживания. Среди них, как считает эксперт, – экспортная направленность экономики России, что способствует увеличению количества порожних контейнеров, следующих после выгрузки импортных грузов, что удорожает общую стоимость перевозки. В случае с транзитом в Европу тарифная составляющая по-прежнему играет ключевую роль. Это связано с масштабом перевозок, который не позволяет предоставлять конкурентные морскому пути цены. Перевозки из Азии в Европу – это порядка 20 млн TEU, а российский транзит – 100–150 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions