+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2020 11:05:08
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Каких сюрпризов следует ожидать от железнодорожной погрузки в марте?

Вопрос о перспективах погрузки сейчас волнует многих с учетом макроэкономических событий. Однако обвал в РФ все-таки формировался не на пустом месте.
Напомним, что в феврале 2019 года погрузка на сети ОАО «РЖД» осталась в отрицательной зоне: минус в последний месяц зимы текущего года составил всего 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

Правда, нынешний год – високосный. А значит, в календаре прибавились сутки. Таким образом, из полученного итога для чистоты сравнения следует вычесть суточную погрузку. Иными словами, 3,4 млн т. Простая арифметика показывает: с подобной поправкой уход в отрицательную зону погрузки в феврале должен был бы составить около 4%. Тем не менее это все равно улучшение по сравнению с январем, когда минус составил 4,9%.

Правда, список номенклатур, которые потянули погрузку вниз, в феврале хотя и сократился, но остался довольно обширным.

Угольный вопрос

В первую очередь снизилась погрузка угля (-5,8%). Это в определенной мере произошло под влиянием теплой зимы – российские угольные ТЭЦ потребляли меньше сырья.

При этом, как сообщили в ОАО «РЖД», на экспорт в адрес портов за два первых месяца текущего года было погружено около 24,3 млн т (+2%), в том числе в сторону терминалов Юга, где действовали понижающие коэффициенты к тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на экспорт угля, – 2,6 млн т (+41%).

Правда, в бочке меда оказалась и ложка дегтя: в адрес терминалов Северо-Запада угля погрузили более 7,7 млн т, но этот объем на 0,9% меньше, чем зимой прошлого года (несмотря на то, что на этом направлении перевозчиком также была предоставлена скидки 12,8% при расстоянии перевозки свыше 3 тыс. км через Октябрьскую, Северную и Калининградскую железные дороги).

Ну а в порты Дальнего Востока угольщики сумели протолкнуть всего порядка 14 млн т (-1,5%). Могли бы больше, но не пропустила инфраструктура Восточного полигона, а также брошенные поезда на дальних подходах к портам. В том числе затыкали движение порожние вагоны, передаваемые на Запсиб. Так что на этом направлении было не до скидок.

Поэтому в ОАО «РЖД» решили ввести понижающие коэффициенты к тарифам на экспорт угля в направлении российско-казахстанских погранпереходов при перевозках в сторону Китая (через Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос). Иными словами, скидки составят 25% при расстоянии перевозки до 3 тыс. км и 12,8% – свыше 3 тыс. км. Такое решение было принято в рамках взаимодействия ОАО «РЖД» с угольными компаниями и губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым. Причем такие тарифные условия будут действовать без закрепления объемов перевозок гарантийными обязательствами.

Возможно, это несколько улучшит показатели погрузки в марте, поскольку ослабление рубля будет лить воду на мельницу экспортеров. Но тонкость состоит в том, что они хотят везти уголь через Дальний Восток. Туда и устремятся дополнительные объемы угля. Но вот пропустит ли их железнодорожная инфраструктура? Вопрос, на который сложно дать ответ.

Нефть окопалась на откате цен

Очевидно, на негативный фон могут ссылаться и отправители нефтегрузов: в феврале их погрузка снизилась на 0,2%. Правда, здесь пока скидок им выторговать не удалось: перевозки нефтегрузов падали в основном на внутреннем рынке. А на экспорт, наоборот, образовалась прибавка (+2,8% к февралю 2019 г.).

Соответственно, погрузка нефтегрузов за два зимних месяца в адрес морских терминалов в январе – феврале превысила 15,6 млн т (+3,5%), в том числе за счет терминалов Северо-Запада (8,6 млн т, +9,4%) и Дальнего Востока (1,4 млн т, +7,7%). Только сторону портов Юга погрузка нефтегрузов ушла в отрицательную зону (5,7 млн т, -5%).

В марте при таком раскладе эксперты ожидают в отправках нефтегрузов скорее минус, чем плюс. При обвале мировых цен на нефть в первую очередь удар приходится на вывоз темных нефтепродуктов, которые в феврале составили 54,4% от общего объема экспорта углеводородов (включая сжиженный газ). А если брать, в частности, мазут, то он и в феврале ушел в минус.

Следом обычно скатываются и вниз экспортные перевозки светлых нефтепродуктов. В феврале на волне высоких цен они выросли чуть ли не в 1,5 раза – отправители спешили воспользоваться благоприятной конъюнктурой на мировых площадках на фоне остановивших свое движение внутренних цен на топливо.

В марте заманить бензин в цистерны станет сложнее. Тем более что предоставление скидок на экспорт светлых нефтепродуктов в преддверии посевной в РФ окажется проблематичным. Государство скорее будет противодействовать подобным решениям, чем поощрять их.

Возможно, правда, настроение ОАО «РЖД» несколько улучшат перспективы поставки нефтегрузов в Белоруссию – они выглядят благоприятными: глава белорусского правительства Сергей Румас считает, что падение мировых цен на нефть открывает для страны новые возможности для переговоров с РФ об условиях поставки сырья на белорусские НПЗ.

Впрочем, в концерне «Белнефтехим» пока воздерживаются от комментариев как относительно подобных перспектив, так и по поводу заключения контрактов на увеличение поставок нефтегрузов с крупных российских заводов.

Девальвированный экспорт

Среди номенклатур, которые утянули погрузку вниз в феврале – черные металлы (-7,8%), промсырье и формовочные материалы (-13,3%), зерно (-12,8%), а также импорт (-5,2%).

Лесные грузы в январе находились в затяжном пике. Однако в феврале почти выбрались из него, заменив динамику на уровне -0,3%. В плюс снова ушли минудобрения (+1,5%). Неплохой рост продемонстрировали строительные грузы (+10,3%) – в немалой степени за счет за счет перевозок балласта для нужд ОАО «РЖД» (+33,7%). Устойчивый подъем продолжили грузы в контейнерах (+20,9%).

Соответственно в марте будет многое зависеть от поведения указанных выше номенклатур. В ОАО «РЖД» выразили надежду, что по весне должны укрепить свои позиции практически все экспортеры. Сырье в рублях подешевеет, поэтому экспортеры вроде как должны сами себе нарастить погрузку.

Груз проблем

Правда, это обстоятельство следует принять с некоторыми оговорками. Стимул может оказаться, во-первых, кратковременным. А во-вторых, он осложнит получение у перевозчика скидок на 2020 год. Между тем ветер перемен не всегда оказывается устойчивым. И сохранение гибкой тарифной политики перевозчиком может оказаться более действенным, чем падение рубля к доллару.

В-третьих, если подъем отправит в путь значительное количество поездов, то подобное сгущение вагонопотоков быстро заполонит сеть на наиболее востребованных направлениях, где едва начали поднимать брошенные ранее поезда. Усилится логконтроль, появятся дополнительные конвенции на погрузку.

В-четвертых, следует учитывать: эпопея с коронавирусом уже обернулась спадом экспорта из Китая на 17,2% в январе и феврале, сообщило Главное таможенное управление Китая. А остановка заводов в КНР означает снижение спроса на сырье, в том числе из РФ.

Неустойчивость перспективы

В дальнейшем проявятся факторы, которые могут увести вниз внутренние маршруты. Особенно когда начнет разгоняться инфляция. В зависимости от того, сколько времени нефтяной рынок задержится на дне, будет сжиматься внутреннее потребление. Уже сейчас в Минэкономразвития России оценивают даже кратковременное влияние финансового обвала в добавочные 2% к запланированному уровню в годовом исчислении. А это – много.

И других факторов вполне достаточно, чтобы в итоге оказалась похороненной по крайней мере часть финансирования нацпроектов. Ведь финансирование многих из них привязано к мировым ценам на нефть. Не будет достаточных поступлений – может притормозить стройка. А следом сползет вниз погрузка щебенки – особенно после того, как в ОАО «РЖД» накопят запасы балласта для летних путевых работ. Ведь сейчас именно его перевозки стимулировали рост погрузки стройматериалов по сети.

По словам экспертов, если в РФ не смогут поддерживать национальные бондовые обязательства в валюте, то финансовый кризис легко может перерасти и в экономический. Тогда не только рубли побегут с биржевых площадок и банковских депозитов (напомним, прирост на вкладах в 2019 г. составил 9% к 2018 г., а это 2,4 трлн руб.) – возникнет еще и риск активизации банкротства предприятий.

Пока все идеи по лечению российской экономики сводятся к валютным интервенциям и заимствованиям из ФНБ в рамках валютного правила. Но надолго ли хватит имеющихся резервов, неизвестно.

Как сделать нечто из ничего?

В общем, пока получается уравнение с несколькими неизвестными в цепи дальнейшего развития событий. Пока они проистекают в русле китайской стратагемы «сделать нечто из ничего». Иными словами, спусковым крючком для кризиса стали события, которым аналитики ранее не придавали особо значения. А куда дальше приведет паника, ускорившая сдувание мыльных пузырей с мировой экономики, не очень понятно.

Единственное, что можно сказать более-менее определенно: сложились предпосылки лишь для кратковременного роста железнодорожной погрузки. Но вот насколько этот тренд окажется устойчивым... Поживем – увидим. Может, дождемся и роста железнодорожной погрузки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions