+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2020 11:05:08
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Каких сюрпризов следует ожидать от железнодорожной погрузки в марте?

Вопрос о перспективах погрузки сейчас волнует многих с учетом макроэкономических событий. Однако обвал в РФ все-таки формировался не на пустом месте.
Напомним, что в феврале 2019 года погрузка на сети ОАО «РЖД» осталась в отрицательной зоне: минус в последний месяц зимы текущего года составил всего 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го.

Правда, нынешний год – високосный. А значит, в календаре прибавились сутки. Таким образом, из полученного итога для чистоты сравнения следует вычесть суточную погрузку. Иными словами, 3,4 млн т. Простая арифметика показывает: с подобной поправкой уход в отрицательную зону погрузки в феврале должен был бы составить около 4%. Тем не менее это все равно улучшение по сравнению с январем, когда минус составил 4,9%.

Правда, список номенклатур, которые потянули погрузку вниз, в феврале хотя и сократился, но остался довольно обширным.

Угольный вопрос

В первую очередь снизилась погрузка угля (-5,8%). Это в определенной мере произошло под влиянием теплой зимы – российские угольные ТЭЦ потребляли меньше сырья.

При этом, как сообщили в ОАО «РЖД», на экспорт в адрес портов за два первых месяца текущего года было погружено около 24,3 млн т (+2%), в том числе в сторону терминалов Юга, где действовали понижающие коэффициенты к тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на экспорт угля, – 2,6 млн т (+41%).

Правда, в бочке меда оказалась и ложка дегтя: в адрес терминалов Северо-Запада угля погрузили более 7,7 млн т, но этот объем на 0,9% меньше, чем зимой прошлого года (несмотря на то, что на этом направлении перевозчиком также была предоставлена скидки 12,8% при расстоянии перевозки свыше 3 тыс. км через Октябрьскую, Северную и Калининградскую железные дороги).

Ну а в порты Дальнего Востока угольщики сумели протолкнуть всего порядка 14 млн т (-1,5%). Могли бы больше, но не пропустила инфраструктура Восточного полигона, а также брошенные поезда на дальних подходах к портам. В том числе затыкали движение порожние вагоны, передаваемые на Запсиб. Так что на этом направлении было не до скидок.

Поэтому в ОАО «РЖД» решили ввести понижающие коэффициенты к тарифам на экспорт угля в направлении российско-казахстанских погранпереходов при перевозках в сторону Китая (через Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос). Иными словами, скидки составят 25% при расстоянии перевозки до 3 тыс. км и 12,8% – свыше 3 тыс. км. Такое решение было принято в рамках взаимодействия ОАО «РЖД» с угольными компаниями и губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым. Причем такие тарифные условия будут действовать без закрепления объемов перевозок гарантийными обязательствами.

Возможно, это несколько улучшит показатели погрузки в марте, поскольку ослабление рубля будет лить воду на мельницу экспортеров. Но тонкость состоит в том, что они хотят везти уголь через Дальний Восток. Туда и устремятся дополнительные объемы угля. Но вот пропустит ли их железнодорожная инфраструктура? Вопрос, на который сложно дать ответ.

Нефть окопалась на откате цен

Очевидно, на негативный фон могут ссылаться и отправители нефтегрузов: в феврале их погрузка снизилась на 0,2%. Правда, здесь пока скидок им выторговать не удалось: перевозки нефтегрузов падали в основном на внутреннем рынке. А на экспорт, наоборот, образовалась прибавка (+2,8% к февралю 2019 г.).

Соответственно, погрузка нефтегрузов за два зимних месяца в адрес морских терминалов в январе – феврале превысила 15,6 млн т (+3,5%), в том числе за счет терминалов Северо-Запада (8,6 млн т, +9,4%) и Дальнего Востока (1,4 млн т, +7,7%). Только сторону портов Юга погрузка нефтегрузов ушла в отрицательную зону (5,7 млн т, -5%).

В марте при таком раскладе эксперты ожидают в отправках нефтегрузов скорее минус, чем плюс. При обвале мировых цен на нефть в первую очередь удар приходится на вывоз темных нефтепродуктов, которые в феврале составили 54,4% от общего объема экспорта углеводородов (включая сжиженный газ). А если брать, в частности, мазут, то он и в феврале ушел в минус.

Следом обычно скатываются и вниз экспортные перевозки светлых нефтепродуктов. В феврале на волне высоких цен они выросли чуть ли не в 1,5 раза – отправители спешили воспользоваться благоприятной конъюнктурой на мировых площадках на фоне остановивших свое движение внутренних цен на топливо.

В марте заманить бензин в цистерны станет сложнее. Тем более что предоставление скидок на экспорт светлых нефтепродуктов в преддверии посевной в РФ окажется проблематичным. Государство скорее будет противодействовать подобным решениям, чем поощрять их.

Возможно, правда, настроение ОАО «РЖД» несколько улучшат перспективы поставки нефтегрузов в Белоруссию – они выглядят благоприятными: глава белорусского правительства Сергей Румас считает, что падение мировых цен на нефть открывает для страны новые возможности для переговоров с РФ об условиях поставки сырья на белорусские НПЗ.

Впрочем, в концерне «Белнефтехим» пока воздерживаются от комментариев как относительно подобных перспектив, так и по поводу заключения контрактов на увеличение поставок нефтегрузов с крупных российских заводов.

Девальвированный экспорт

Среди номенклатур, которые утянули погрузку вниз в феврале – черные металлы (-7,8%), промсырье и формовочные материалы (-13,3%), зерно (-12,8%), а также импорт (-5,2%).

Лесные грузы в январе находились в затяжном пике. Однако в феврале почти выбрались из него, заменив динамику на уровне -0,3%. В плюс снова ушли минудобрения (+1,5%). Неплохой рост продемонстрировали строительные грузы (+10,3%) – в немалой степени за счет за счет перевозок балласта для нужд ОАО «РЖД» (+33,7%). Устойчивый подъем продолжили грузы в контейнерах (+20,9%).

Соответственно в марте будет многое зависеть от поведения указанных выше номенклатур. В ОАО «РЖД» выразили надежду, что по весне должны укрепить свои позиции практически все экспортеры. Сырье в рублях подешевеет, поэтому экспортеры вроде как должны сами себе нарастить погрузку.

Груз проблем

Правда, это обстоятельство следует принять с некоторыми оговорками. Стимул может оказаться, во-первых, кратковременным. А во-вторых, он осложнит получение у перевозчика скидок на 2020 год. Между тем ветер перемен не всегда оказывается устойчивым. И сохранение гибкой тарифной политики перевозчиком может оказаться более действенным, чем падение рубля к доллару.

В-третьих, если подъем отправит в путь значительное количество поездов, то подобное сгущение вагонопотоков быстро заполонит сеть на наиболее востребованных направлениях, где едва начали поднимать брошенные ранее поезда. Усилится логконтроль, появятся дополнительные конвенции на погрузку.

В-четвертых, следует учитывать: эпопея с коронавирусом уже обернулась спадом экспорта из Китая на 17,2% в январе и феврале, сообщило Главное таможенное управление Китая. А остановка заводов в КНР означает снижение спроса на сырье, в том числе из РФ.

Неустойчивость перспективы

В дальнейшем проявятся факторы, которые могут увести вниз внутренние маршруты. Особенно когда начнет разгоняться инфляция. В зависимости от того, сколько времени нефтяной рынок задержится на дне, будет сжиматься внутреннее потребление. Уже сейчас в Минэкономразвития России оценивают даже кратковременное влияние финансового обвала в добавочные 2% к запланированному уровню в годовом исчислении. А это – много.

И других факторов вполне достаточно, чтобы в итоге оказалась похороненной по крайней мере часть финансирования нацпроектов. Ведь финансирование многих из них привязано к мировым ценам на нефть. Не будет достаточных поступлений – может притормозить стройка. А следом сползет вниз погрузка щебенки – особенно после того, как в ОАО «РЖД» накопят запасы балласта для летних путевых работ. Ведь сейчас именно его перевозки стимулировали рост погрузки стройматериалов по сети.

По словам экспертов, если в РФ не смогут поддерживать национальные бондовые обязательства в валюте, то финансовый кризис легко может перерасти и в экономический. Тогда не только рубли побегут с биржевых площадок и банковских депозитов (напомним, прирост на вкладах в 2019 г. составил 9% к 2018 г., а это 2,4 трлн руб.) – возникнет еще и риск активизации банкротства предприятий.

Пока все идеи по лечению российской экономики сводятся к валютным интервенциям и заимствованиям из ФНБ в рамках валютного правила. Но надолго ли хватит имеющихся резервов, неизвестно.

Как сделать нечто из ничего?

В общем, пока получается уравнение с несколькими неизвестными в цепи дальнейшего развития событий. Пока они проистекают в русле китайской стратагемы «сделать нечто из ничего». Иными словами, спусковым крючком для кризиса стали события, которым аналитики ранее не придавали особо значения. А куда дальше приведет паника, ускорившая сдувание мыльных пузырей с мировой экономики, не очень понятно.

Единственное, что можно сказать более-менее определенно: сложились предпосылки лишь для кратковременного роста железнодорожной погрузки. Но вот насколько этот тренд окажется устойчивым... Поживем – увидим. Может, дождемся и роста железнодорожной погрузки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions