+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.03.2021 16:57:04
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Февральская погрузка на сети: уложиться в план

По итогам февраля погрузка на сети РЖД снизилась практически в том же объеме, что и прогнозировали еще месяц назад источники, близкие к компании. Холдинг «РЖД» по плану ожидал снижения погрузки на 2,8% к уровню аналогичного периода предыдущего года, до 96,6 млн т. По факту, по оперативной информации компании, погрузка составила 96,7 млн т и снизилась на 2,7%. Грузооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,2% и составил 195,2 млрд тарифных т-км.
Общая динамика падения погрузки в феврале обусловлена тем, что полное восстановление экономической активности после пандемии ожидается лишь к концу 2021 – началу 2022 года, отмечают аналитики.

Основными драйверами роста погрузки в январе-феврале стали каменный уголь, кокс, лом черных металлов, удобрения, лесные грузы, зерно, руда цветная и серное сырье, промсырье, остальные грузы, в том числе перевозимые в контейнерах.

Уголь снова приходит на помощь

Уголь – основной груз ОАО «РЖД» с долей в грузообороте более 40%. Уже второй месяц уголь выводит общую погрузку к росту. И зима, и февраль отличились в этом году холодной погодой, что привело к росту загрузки теплоэлектростанций и как следствие – расширению закупок угля для их снабжения.

За январь – февраль она выросла на 3,3% – 59,8 млн т (к январю – февралю 2020 г.). В первые два месяца на фоне холодной зимы и роста закупок продолжается политика декарбонизации в ЕС. И на этом фоне российские угольщики в ближайшие годы начинают активно наращивать экспорт продукции за счет АТР, где уголь все еще имеет наиболее весомую долю в энергобалансе (около 47%). К 2025 году, по прогнозам Минэнерго, поставки в АТР увеличатся до 174 млн т, это на 42% больше, чем было экспортировано в 2020-м. Наиболее быстрыми темпами будет расти спрос на уголь в странах Индийского океана (в Индии, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, Таиланде и др.).

Но отправка угля в страны АТР через наземные погранпереходы на границе с Китаем и Монголией по-прежнему сопряжена с рядом трудностей: недостаточная пропускная способность железнодорожного погранперехода через Забайкальск и перегрузка с российской колеи на китайскую в том числе приводят к брошенным поездам.

Добавим, что в начале февраля на рынке произошли значительные перемены. В частности, стало известно о том, что «А-Проперти» Альберта Авдоляна приобретает угольную компанию «Сибантрацит». В январе 2021 года госкорпорация «Ростех» и структуры, связанные с «А-Проперти», получили полный контроль над портом Вера и Огоджинским угольным месторождением – двумя предприятиями, ранее принадлежавшими наследникам Дмитрия Босова и его вдове Катерине Босов (см. CAA Russian Coal Weekly от 29 января 2021 г.).

«Учитывая планы Эльги по увеличению добычи угля до 18 млн т, приобретение «Сибантрацита» увеличит общие объемы производства «А-Проперти» до 40–44 млн т угля в 2021 году и сделает «А-Проперти» одной из трех крупнейших угледобывающих компаний на российском рынке после СУЭК с объемом добычи 101,21 млн т в 2020 году (-4,95 млн т, или -4,7%, к 2019 г.) и КРУ, принадлежащей группе УГМК, с 43,22 млн т в 2020 году (-3,9 млн т, или -8,1%, к 2019 г.)», – говорится в обзоре Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia.

Кроме того, Михаил Федяев, сооснователь компании по добыче угля «Сибирский деловой союз» (СДС), приобрел 62% акций компании у своего партнера Владимира Гридина, отмечают в САА. «СДС-Уголь» включает в себя «Черниговец», «Восточный» («Салек»), Первомайские открытые шахты, Южную и Листвяжную шахты.

Нефтяные колебания

Добыча нефти в России в 2020 году сократилась до минимального значения за последние 9 лет. При этом снижение добычи произошло во всех основных нефтедобывающих регионах, кроме Ямало-Ненецкого АО и Республики Саха (Якутия). Также была отрицательной динамика производства в нефтеперерабатывающей отрасли. Основной причиной сокращения производства стало падение внутреннего спроса. При этом экспорт нефтепродуктов снизился сравнительно немного за счет существенного увеличения поставок в США, отмечают эксперты агентства «РИА Рейтинг». И как факт по итогам 2020 года погрузка снизилась на 10%.

В начале года страны ОПЕК+ решили снизить квоты на сокращение добычи с 7,7 млн до 7,2 млн баррелей в день. При этом Россия и Казахстан получили возможность в феврале и марте увеличить добычу на 75 тыс. баррелей в день в пропорции 65 тыс. и 10 тыс. баррелей в день.

Пока в этом году (и в январе, и в феврале) снижение погрузки нефти и нефтепродуктов идет стабильными темпами – на 9,6% за каждый месяц. Всего за январь – февраль было погружено 35 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. «Рост цен не способен значительно повлиять на объемы грузоперевозок, в том числе железнодорожным и трубопроводным транспортом, поскольку объемы добычи в России ограничены договоренностями ОПЕК», – говорит Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Одним из ключевых факторов для рынка нефти сейчас является также вакцинация населения, так как с улучшением эпидемиологической обстановки и восстановлением экономики вырастет и спрос на энергоносители ввиду восстановления производственно-логистических цепочек и повышения спроса на товары и услуги.

«Тренд на восстановление перевозок нефтяных грузов, скорее всего, проявится с II квартала, по мере роспуска запасов и наращивания потребления нефтепродуктов. Рост цен на нефть может привести к удорожанию перевозок автомобильным, воздушным и морским транспортом», – отмечает директор центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода.

Эксперты «РИА Рейтинг» полагают, что в 2021 году добыча нефти и газа увеличится примерно на 1–3% за счет фактора низкой базы и улучшения мировой конъюнктуры на сырьевых рынках.

Зерновой бум

Если по итогам января рост погрузки зерна составил 1,7 раз, по итогам января – февраля немного замедлился – 5,2 млн т (рост в 1,5 раза). Рост погрузки связан с увеличением валового сбора зерновых и зернобобовых культур в прошедшем сезоне и увеличением спроса на российскую сельхозпродукцию на мировых рынках. На начало декабря уровень запаса зерна составлял, по данным Минэкономразвития почти 82 млн т зерна.

«Конец прошлого аграрного сезона и весь нынешний проходят под знаком COVID. Экономики основных развитых стран получили колоссальную накачку деньгами, что серьезно отразилось на мировых товарных рынках. Если цены на нефть и газ рухнули, то на продовольственную группу товаров после некоторых колебаний и даже снижения – рванули вверх», – говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько

Также в феврале открылся новый железнодорожный маршрут для экспорта зерновых для аграриев Сибири. В РЖД надеются, что он решит проблему накопления судовых партий в портах, а также снизит затраты грузовладельца на транспортировку, так как исключается перевалка в портах и фрахт судов, что важно для экспортеров зерновых культур из Сибири.

И некоторые крупные операторы (ПАО «Первая грузовая компания») предложили альтернативное решение по доставке зерновой продукции российским отправителям после запрета со стороны Китая принимать грузы в крытых вагонах с ручной разгрузкой. В частности, предложили грузовладельцам Амурской области использовать полувагоны для доставки зерновой продукции в биг-бегах в порты. Напомним, что на сети зерно грузится как в зерновозы, так и в крытые вагоны, контейнеры и полувагоны с использованием специальных вкладышей.

Но главным образом рост погрузки обусловлен стабильно высоким темпом экспорта зерна с начала года – участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины.

Напомним, что 15 февраля 2021 года вступила в силу новая система регулирования рынка зерновых культур в виде экспортных квот и пошлин. До 1 июля 2021-го экспортировать разрешено 17,5 млн т зерна – пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Экспорт сверх этого объема будет облагаться пошлиной в размере 50% от таможенной стоимости, но не менее €100 за тонну.

Экспортная пошлина на пшеницу в России с 1 марта повышена до €50 за тонну.

С 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм зернового демпфера. Подробнее об этом читайте по ссылке.

Добавим также, что, по прогнозу Минэкономразвития, экспорт зерна из России в I полугодии 2021 года составит 20–21 млн т.

Лесные маневры

Несмотря на снижение отправок лесных грузов по итогам прошлого года, уже второй месяц (январь и февраль) лесные грузы становятся одними из драйверов погрузки. Растет как внутрироссийская погрузка, так и экспортные отправки. Значительные объемы грузятся в Китай (некоторые операторы говорят о двукратном росте).

Главная причина роста погрузки, как отмечают участники рынка и эксперты, – увеличение спроса со стороны зарубежных потребителей, главным образом в Китае, а также морозная погода, которая обеспечила лесозаготовителям беспрепятственный доступ к местам традиционной зимней заготовки.

По итогам января – февраля погрузка лесных грузов выросла на 3,3% и составила 6,7 млн т. К примеру, на Горьковской железной дороге погрузка леса выросла на 4,5%. Данные по всем другим дорогам актуализируются.

По прогнозам экспертов, в погрузке лесных грузов в 2021-м сохранятся тенденции прошлого года. Постепенно будет восстанавливаться спрос на экспорт, соответственно объемы перевозки круглого леса продолжат увеличиваться. Но полноценным восстановлением объемов пока участники рынка не называют, однако прогнозируют рост в I квартале.

Стройматериалы, металлы и удобрения: в надежде на рост

В середине января, когда генеральный директор компании Олег Белозеров представлял скорректированный прогноз динамики роста погрузки на 2021 год до 1,6%, он отмечал, что РЖД видят серьезный прирост не только по контейнерным перевозкам, но и по строительным грузам и удобрениям.

Пока же ситуация выглядит неоднородной. На фоне ограничительных карантинных мер внутри страны и как следствие – снижения активности в строительном и производственном секторах погрузка строительных грузов в январе – феврале снизилась на 8%, до 16,4 млн т, цемента – на 5,8%, до 2,5 млн т. По словам участников рынка, все строители столкнулись с двумя проблемами: подорожанием к концу 2020-го пиломатериалов на уровне от 15 до 30% и нехваткой строительных бригад на протяжении всего года.

«Падение грузооборота железных дорог обусловлено замедлением темпов строительства (январь и февраль обычно являются для него мертвым сезоном) и падением на внутреннем рынке цен на стальной прокат, вызванным ослаблением заказов на него после дефицита, сложившегося в конце 2020 года. В результате произошло снижение погрузки железной руды, готовой металлопродукции и строительных материалов», – комментирует промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Железной и марганцевой руды в январе – феврале было погружено 18,6 млн т, на 5,2% меньше, чем годом ранее. Погрузка черных металлов составила 11,1 млн т с падением на 8,2%. Вместе с тем погрузка лома черных металлов выросла до 2 млн т (на 9,2%). Погрузка цветной руды и серного сырья незначительно выросла (на 0,3%) и составила 3 млн т.

«Потенциальное введение экспортных пошлин на продукцию металлургии и сырье может и дальше отражаться на внутреннем рынке. Если объем предложения от заготовителей металлолома снизится, это может создать определенный дефицит на внутреннем рынке, что ограничит грузоперевозки. Компенсировать поставки за рубеж может высокий внутренний спрос при официальном продлении программы льготной ипотеки до конца 2021 года. С учетом этого объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) России в 2020-м вырос почти на 4% в годовом выражении и составил $161,3 млрд (по информации РЭЦ). Именно товары ННЭ станут локомотивом роста грузооборота в 2021 году. Существенный рост могут показать грузоперевозки металлопродукции (за счет роста цен на металлы на глобальном рынке), продовольствия (при увеличении спроса), химической продукции, лекарств, медицинского оборудования», – отмечает Е. Миронюк.

На 6,5% выросла погрузка химических и минеральных удобрений за два месяца этого года – до 10,8 млн т. По данным Минсельхоза России, российские аграрии аккумулировали под весенние полевые работы 1,39 млн т минеральных удобрений, что на 21% больше, чем в прошлом сезоне. По оценке Российской ассоциации производителей удобрений, росту закупок способствовали несколько факторов: продуманная стратегия развития российского АПК, увеличение инвестиций в качество и урожайность выращиваемой сельхозпродукции со стороны отечественных аграриев, своевременность подачи заявок на продукцию от большинства российских регионов и увеличение продаж производителями минеральных удобрений на приоритетный внутренний рынок.

Подытоживая общую погрузку на сети: в марте эксперты ожидают небольшого подъема на сети РЖД вследствие уменьшения числа карантинных ограничений и нормализации деловой активности. Также в марте может прирасти темп строительных работ в России, сказавшись на объемах перевозки для них различных материалов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions