+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.01.2022 09:07:10
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Декабрь сохранил погрузку РЖД в плюсе, но результат мог оказаться лучше

В декабре 2021 года погрузка на РЖД увеличилась до 108,5 млн т, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Это также на 1,7% больше, чем за декабрь 2019 года.
Вместе с тем напомним, что ранее в ОАО «РЖД» прогнозировали объем погрузки в декабре прошлого года на уровне ноября, когда динамика по данному показателю составила +3,1%.

Таким образом, можно говорить о замедлении объемов перевозки в последнем месяце ушедшего года.

Одной из причин данного явления участники рынка называют наличие узких мест на инфраструктуре в связи со сдвигом пропорций в структуре перевозимых грузов. В частности, это коснулось угля и нефтегрузов. А это ключевые для сети номенклатуры.

Уголь недовезли

В декабре 2021 года погрузка угля оказалась на уровне 108,5 млн т, что, по предварительным данным оперативной статистики ОАО «РЖД», примерно на 4,5% меньше прошлогоднего результата. При этом, по материалам Центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля в декабре выросла на 5,8%.

Такая диспропорция объясняется тем, что угольщикам в значительной мере пришлось работать на склад. Перевалка экспортного угля в морских портах РФ замедлилась. В ОАО «РЖД» ссылаются на нежданно ударившие морозы, что привело к спеканию угля в полувагонах и потребовало соответственно больше времени на выгрузку на терминалах Северо-Запада и Дальнего Востока.

При этом сложно понять, почему образовались брошенные поезда с углем на подходах к морским портам Южного бассейна. Представители стивидорных компаний говорят, что на черноморском побережье особо не штормило и суда подходили практически в обычном порядке.

Просто на Юг в декабре было отправлено угля больше обычного. Клиенты понимали, что на Восточном полигоне их ждет традиционное замедление с перевалкой из-за морозов, и решили активнее использовать южное направление. Однако туда же отправились и цистерны с нефтегрузами, что, вероятно, и привело к заторам.

Причем декабрьские проблемы в январе 2022 года не решены: лидерами количеству конвенций остаются Северо-Запад и Дальний Восток. Но хуже всего ситуация складывается на подходах к морским портам на Балтике. Запреты были введены в сторону трех станций Октябрьской железной дороги.

Как сообщили стивидоры, у терминалов имеется запас мощности, но они работают вполсилы из-за недостаточной провозной способности РЖД. Из-за введения конвенций многие заявки клиентам на поставки угля в Европу урезаны почти на 30%.

В ОАО «РЖД», в свою очередь, сослались на морозы и нерасторопность самих портовиков. Мол, выгрузка наполовину сократилась из-за отказов перегрузочного оборудования и неготовности к обработке смерзшегося угля в полувагонах. При этом отмечено, что сейчас на СКЖД ситуация складывается уже более-менее стабильной. Так что сложности, которые возникли здесь в декабре прошлого года, удалось преодолеть.

В минусе, кроме угля, оказалось зерно, лес, а также химикаты и сода.

Нефтянка подогрела погрузку

Нефтегрузы, наоборот, в декабре прошлого года вновь продемонстрировали рост до 19,8 млн т, что на 7% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Динамика, правда, оказалась чуть ниже ноябрьского уровня, хотя ожидалась на уровне +10%.

Так бы и случилось, но в последние недели 2021 года появились брошенные поезда с темными нефтепродуктами на экспорт, что, собственно, и охладило рост. Между тем намерение отправить нефтегрузов больше у экспортеров имелось. Но не позволила инфраструктура РЖД.

В частности, из-за скопления угля на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна застряли и поезда с цистернами. Да и на Восточном полигоне были введены запреты на некоторые наливные терминалы. Слишком много было желающих воспользоваться их услугами.

Основная прибавка – за счет экспорта керосина, который, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», увеличился на 9,1%. Выросли и доставки бензина (+11,9%), а также прочих светлых нефтепродуктов (+40,6%) – правда, здесь перевозки разогрели внутренние маршруты.

По темным нефтепродуктам динамика неоднородна. Сократились на 3,6% перевозки мазута (потому что снизились его закупки на внутреннем рынке), но при этом на 5% увеличились транспортировки нефти (в этом сегменте рост обеспечили спотовые поставки сырья на экспорт). Высокую динамику продемонстрировали и прочие темные нефтепродукты (+10,3%) – в основном за счет закачки бункеровочного топлива для нужд флота в российских морских портах.

Что еще в плюсе?

Среди других драйверов погрузки – продукция ГМК: черные металлы (+10,3%), железная руда (+3,2%), лом черных металлов (+8,5%), металлолом (+6,1%).

Высокую динамику сохранили минудобрения (+6,6%) – причем несмотря на ограничения на экспорт целого ряда их номенклатур из РФ: российские аграрии стремились создать запасы необходимой им продукции до ее подорожания, которое ожидается в текущем году.

По инерции выросла погрузка цемента (+7,8%). Небольшой рост обеспечили стройматериалы (+3,4%). Последнее обстоятельство требует особого комментария. Дело в том, что этот рост происходил на фоне снижения активности застройщиков в сегменте как домостроения, так и строительства автодорог.

Однако при этом перевозки железнодорожного балласта неожиданно выросли на 16,5%, что, собственно, и определило общую положительную динамику погрузки стройматериалов.

«Тут ничего удивительного нет: за кадром отчетов холдинга осталась поспешная достройка объектов Восточного полигона. Начали ее поздновато. Пришлось заканчивать зимой», – рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Почему грузов отправили меньше, чем предполагалось?

В этом, кстати, кроется одна из причин снижения динамики погрузки в декабре по сравнению с ноябрем. Слишком много было открыто ремонтных окон на Восточном полигоне.

«На все нюансы наложилось еще также и то обстоятельство, что в декабре действовала продолжительная конвенция на сухопутные погранпереходы с Китаем», – добавил П. Иванкин.

Это объясняет, почему возникали задержки в движении поездов, а также причины, по которым часть угля и нефти экспортеры попытались переключить на другие направления.

Однако отсутствие там резервов инфраструктуры привело к заторам как на Северо-Западе, так и Юге РФ. Кроме того, перевозчику оказалось сложным сманеврировать из-за нехватки локомотивов и локомотивных бригад на этих направлениях. 

В результате грузов было предъявлено к погрузке больше, чем удалось отправить, хотя напомним, что декабрь – по традиции ударный месяц, когда многие клиенты стремятся успеть отправить груз до начала следующего года – покупатели стремились отправить груз. Иными словами, до индексации тарифов ОАО «РЖД», которая в 2022 году составит не менее 6,8%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions