Вместе с тем напомним, что ранее в ОАО «РЖД» прогнозировали объем погрузки в декабре прошлого года на уровне ноября, когда динамика по данному показателю составила +3,1%.
Таким образом, можно говорить о замедлении объемов перевозки в последнем месяце ушедшего года.
Одной из причин данного явления участники рынка называют наличие узких мест на инфраструктуре в связи со сдвигом пропорций в структуре перевозимых грузов. В частности, это коснулось угля и нефтегрузов. А это ключевые для сети номенклатуры.
Уголь недовезли
В декабре 2021 года погрузка угля оказалась на уровне 108,5 млн т, что, по предварительным данным оперативной статистики ОАО «РЖД», примерно на 4,5% меньше прошлогоднего результата. При этом, по материалам Центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля в декабре выросла на 5,8%.
Такая диспропорция объясняется тем, что угольщикам в значительной мере пришлось работать на склад. Перевалка экспортного угля в морских портах РФ замедлилась. В ОАО «РЖД» ссылаются на нежданно ударившие морозы, что привело к спеканию угля в полувагонах и потребовало соответственно больше времени на выгрузку на терминалах Северо-Запада и Дальнего Востока.
При этом сложно понять, почему образовались брошенные поезда с углем на подходах к морским портам Южного бассейна. Представители стивидорных компаний говорят, что на черноморском побережье особо не штормило и суда подходили практически в обычном порядке.
Просто на Юг в декабре было отправлено угля больше обычного. Клиенты понимали, что на Восточном полигоне их ждет традиционное замедление с перевалкой из-за морозов, и решили активнее использовать южное направление. Однако туда же отправились и цистерны с нефтегрузами, что, вероятно, и привело к заторам.
Причем декабрьские проблемы в январе 2022 года не решены: лидерами количеству конвенций остаются Северо-Запад и Дальний Восток. Но хуже всего ситуация складывается на подходах к морским портам на Балтике. Запреты были введены в сторону трех станций Октябрьской железной дороги.
Как сообщили стивидоры, у терминалов имеется запас мощности, но они работают вполсилы из-за недостаточной провозной способности РЖД. Из-за введения конвенций многие заявки клиентам на поставки угля в Европу урезаны почти на 30%.
В ОАО «РЖД», в свою очередь, сослались на морозы и нерасторопность самих портовиков. Мол, выгрузка наполовину сократилась из-за отказов перегрузочного оборудования и неготовности к обработке смерзшегося угля в полувагонах. При этом отмечено, что сейчас на СКЖД ситуация складывается уже более-менее стабильной. Так что сложности, которые возникли здесь в декабре прошлого года, удалось преодолеть.
В минусе, кроме угля, оказалось зерно, лес, а также химикаты и сода.
Нефтянка подогрела погрузку
Нефтегрузы, наоборот, в декабре прошлого года вновь продемонстрировали рост до 19,8 млн т, что на 7% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Динамика, правда, оказалась чуть ниже ноябрьского уровня, хотя ожидалась на уровне +10%.
Так бы и случилось, но в последние недели 2021 года появились брошенные поезда с темными нефтепродуктами на экспорт, что, собственно, и охладило рост. Между тем намерение отправить нефтегрузов больше у экспортеров имелось. Но не позволила инфраструктура РЖД.
В частности, из-за скопления угля на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна застряли и поезда с цистернами. Да и на Восточном полигоне были введены запреты на некоторые наливные терминалы. Слишком много было желающих воспользоваться их услугами.
Основная прибавка – за счет экспорта керосина, который, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», увеличился на 9,1%. Выросли и доставки бензина (+11,9%), а также прочих светлых нефтепродуктов (+40,6%) – правда, здесь перевозки разогрели внутренние маршруты.
По темным нефтепродуктам динамика неоднородна. Сократились на 3,6% перевозки мазута (потому что снизились его закупки на внутреннем рынке), но при этом на 5% увеличились транспортировки нефти (в этом сегменте рост обеспечили спотовые поставки сырья на экспорт). Высокую динамику продемонстрировали и прочие темные нефтепродукты (+10,3%) – в основном за счет закачки бункеровочного топлива для нужд флота в российских морских портах.
Что еще в плюсе?
Среди других драйверов погрузки – продукция ГМК: черные металлы (+10,3%), железная руда (+3,2%), лом черных металлов (+8,5%), металлолом (+6,1%).
Высокую динамику сохранили минудобрения (+6,6%) – причем несмотря на ограничения на экспорт целого ряда их номенклатур из РФ: российские аграрии стремились создать запасы необходимой им продукции до ее подорожания, которое ожидается в текущем году.
По инерции выросла погрузка цемента (+7,8%). Небольшой рост обеспечили стройматериалы (+3,4%). Последнее обстоятельство требует особого комментария. Дело в том, что этот рост происходил на фоне снижения активности застройщиков в сегменте как домостроения, так и строительства автодорог.
Однако при этом перевозки железнодорожного балласта неожиданно выросли на 16,5%, что, собственно, и определило общую положительную динамику погрузки стройматериалов.
«Тут ничего удивительного нет: за кадром отчетов холдинга осталась поспешная достройка объектов Восточного полигона. Начали ее поздновато. Пришлось заканчивать зимой», – рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Почему грузов отправили меньше, чем предполагалось?
В этом, кстати, кроется одна из причин снижения динамики погрузки в декабре по сравнению с ноябрем. Слишком много было открыто ремонтных окон на Восточном полигоне.
«На все нюансы наложилось еще также и то обстоятельство, что в декабре действовала продолжительная конвенция на сухопутные погранпереходы с Китаем», – добавил П. Иванкин.
Это объясняет, почему возникали задержки в движении поездов, а также причины, по которым часть угля и нефти экспортеры попытались переключить на другие направления.
Однако отсутствие там резервов инфраструктуры привело к заторам как на Северо-Западе, так и Юге РФ. Кроме того, перевозчику оказалось сложным сманеврировать из-за нехватки локомотивов и локомотивных бригад на этих направлениях.
В результате грузов было предъявлено к погрузке больше, чем удалось отправить, хотя напомним, что декабрь – по традиции ударный месяц, когда многие клиенты стремятся успеть отправить груз до начала следующего года – покупатели стремились отправить груз. Иными словами, до индексации тарифов ОАО «РЖД», которая в 2022 году составит не менее 6,8%.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.