+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.01.2022 09:07:10
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Декабрь сохранил погрузку РЖД в плюсе, но результат мог оказаться лучше

В декабре 2021 года погрузка на РЖД увеличилась до 108,5 млн т, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период 2020-го. Это также на 1,7% больше, чем за декабрь 2019 года.
Вместе с тем напомним, что ранее в ОАО «РЖД» прогнозировали объем погрузки в декабре прошлого года на уровне ноября, когда динамика по данному показателю составила +3,1%.

Таким образом, можно говорить о замедлении объемов перевозки в последнем месяце ушедшего года.

Одной из причин данного явления участники рынка называют наличие узких мест на инфраструктуре в связи со сдвигом пропорций в структуре перевозимых грузов. В частности, это коснулось угля и нефтегрузов. А это ключевые для сети номенклатуры.

Уголь недовезли

В декабре 2021 года погрузка угля оказалась на уровне 108,5 млн т, что, по предварительным данным оперативной статистики ОАО «РЖД», примерно на 4,5% меньше прошлогоднего результата. При этом, по материалам Центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля в декабре выросла на 5,8%.

Такая диспропорция объясняется тем, что угольщикам в значительной мере пришлось работать на склад. Перевалка экспортного угля в морских портах РФ замедлилась. В ОАО «РЖД» ссылаются на нежданно ударившие морозы, что привело к спеканию угля в полувагонах и потребовало соответственно больше времени на выгрузку на терминалах Северо-Запада и Дальнего Востока.

При этом сложно понять, почему образовались брошенные поезда с углем на подходах к морским портам Южного бассейна. Представители стивидорных компаний говорят, что на черноморском побережье особо не штормило и суда подходили практически в обычном порядке.

Просто на Юг в декабре было отправлено угля больше обычного. Клиенты понимали, что на Восточном полигоне их ждет традиционное замедление с перевалкой из-за морозов, и решили активнее использовать южное направление. Однако туда же отправились и цистерны с нефтегрузами, что, вероятно, и привело к заторам.

Причем декабрьские проблемы в январе 2022 года не решены: лидерами количеству конвенций остаются Северо-Запад и Дальний Восток. Но хуже всего ситуация складывается на подходах к морским портам на Балтике. Запреты были введены в сторону трех станций Октябрьской железной дороги.

Как сообщили стивидоры, у терминалов имеется запас мощности, но они работают вполсилы из-за недостаточной провозной способности РЖД. Из-за введения конвенций многие заявки клиентам на поставки угля в Европу урезаны почти на 30%.

В ОАО «РЖД», в свою очередь, сослались на морозы и нерасторопность самих портовиков. Мол, выгрузка наполовину сократилась из-за отказов перегрузочного оборудования и неготовности к обработке смерзшегося угля в полувагонах. При этом отмечено, что сейчас на СКЖД ситуация складывается уже более-менее стабильной. Так что сложности, которые возникли здесь в декабре прошлого года, удалось преодолеть.

В минусе, кроме угля, оказалось зерно, лес, а также химикаты и сода.

Нефтянка подогрела погрузку

Нефтегрузы, наоборот, в декабре прошлого года вновь продемонстрировали рост до 19,8 млн т, что на 7% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Динамика, правда, оказалась чуть ниже ноябрьского уровня, хотя ожидалась на уровне +10%.

Так бы и случилось, но в последние недели 2021 года появились брошенные поезда с темными нефтепродуктами на экспорт, что, собственно, и охладило рост. Между тем намерение отправить нефтегрузов больше у экспортеров имелось. Но не позволила инфраструктура РЖД.

В частности, из-за скопления угля на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна застряли и поезда с цистернами. Да и на Восточном полигоне были введены запреты на некоторые наливные терминалы. Слишком много было желающих воспользоваться их услугами.

Основная прибавка – за счет экспорта керосина, который, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», увеличился на 9,1%. Выросли и доставки бензина (+11,9%), а также прочих светлых нефтепродуктов (+40,6%) – правда, здесь перевозки разогрели внутренние маршруты.

По темным нефтепродуктам динамика неоднородна. Сократились на 3,6% перевозки мазута (потому что снизились его закупки на внутреннем рынке), но при этом на 5% увеличились транспортировки нефти (в этом сегменте рост обеспечили спотовые поставки сырья на экспорт). Высокую динамику продемонстрировали и прочие темные нефтепродукты (+10,3%) – в основном за счет закачки бункеровочного топлива для нужд флота в российских морских портах.

Что еще в плюсе?

Среди других драйверов погрузки – продукция ГМК: черные металлы (+10,3%), железная руда (+3,2%), лом черных металлов (+8,5%), металлолом (+6,1%).

Высокую динамику сохранили минудобрения (+6,6%) – причем несмотря на ограничения на экспорт целого ряда их номенклатур из РФ: российские аграрии стремились создать запасы необходимой им продукции до ее подорожания, которое ожидается в текущем году.

По инерции выросла погрузка цемента (+7,8%). Небольшой рост обеспечили стройматериалы (+3,4%). Последнее обстоятельство требует особого комментария. Дело в том, что этот рост происходил на фоне снижения активности застройщиков в сегменте как домостроения, так и строительства автодорог.

Однако при этом перевозки железнодорожного балласта неожиданно выросли на 16,5%, что, собственно, и определило общую положительную динамику погрузки стройматериалов.

«Тут ничего удивительного нет: за кадром отчетов холдинга осталась поспешная достройка объектов Восточного полигона. Начали ее поздновато. Пришлось заканчивать зимой», – рассказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

Почему грузов отправили меньше, чем предполагалось?

В этом, кстати, кроется одна из причин снижения динамики погрузки в декабре по сравнению с ноябрем. Слишком много было открыто ремонтных окон на Восточном полигоне.

«На все нюансы наложилось еще также и то обстоятельство, что в декабре действовала продолжительная конвенция на сухопутные погранпереходы с Китаем», – добавил П. Иванкин.

Это объясняет, почему возникали задержки в движении поездов, а также причины, по которым часть угля и нефти экспортеры попытались переключить на другие направления.

Однако отсутствие там резервов инфраструктуры привело к заторам как на Северо-Западе, так и Юге РФ. Кроме того, перевозчику оказалось сложным сманеврировать из-за нехватки локомотивов и локомотивных бригад на этих направлениях. 

В результате грузов было предъявлено к погрузке больше, чем удалось отправить, хотя напомним, что декабрь – по традиции ударный месяц, когда многие клиенты стремятся успеть отправить груз до начала следующего года – покупатели стремились отправить груз. Иными словами, до индексации тарифов ОАО «РЖД», которая в 2022 году составит не менее 6,8%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions