+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2021 16:46:12
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Август охладил погрузку на РЖД

Погрузка на РЖД в августе 2021 года увеличилась до 109 млн т, что на 0,9% превышает аналогичный показатель прошлого года. Тем не менее в ОАО «РЖД» сохраняют надежды не растерять достигнутую в предыдущие месяцы прибавку и завершить текущий год согласно озвученным ранее планам.
Следует иметь в виду: в августе сравнение динамики погрузки идет к высокой базе. Ведь этот показатель в августе прошлого года оказался в положительной зоне – в отличие от предыдущих месяцев 2020 года, когда погрузка падала.

Прирост, правда, к августу 2019 года рост получился незначительный (всего +0,1%). И все же это позволяет говорить о выходе на доковидный уровень объемов погрузки.
Итак, конец нынешнего лета, как и предполагали эксперты, дает основания для позитивных настроений. Тем не менее, как опять-таки предупреждали эксперты, сентябрь может принести сюрпризы и спровоцировать охлаждение динамики железнодорожных перевозок.

С учетом данного обстоятельства по осени на сети сохраняется риск заметного сползания динамики погрузки вниз. Тем более что в августе по сравнению с предыдущими двумя летними месяцами прирост сложился минимальным. Впрочем, не исключен и более благоприятный сценарий.

Уголь толкает вверх

В августе текущего года перевозки по РЖД поддержали на плаву прежде всего топливные номенклатуры.

Уголь, по подсчетам ИПЕМ, вырос на 1,7% (а если считать к уровню 2019-го, – на 9,4%). На недавнем совещании по развитию угольной отрасли первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что отправки Кемеровской области растут опережающими темпами.

Соответственно заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило заверил, что сейчас в холдинге прикладывают максимум усилий для обеспечения вывоза всего объема произведенной российскими шахтерами продукции – в первую очередь из Кузбасса, доля которого составила свыше 67% от общероссийского экспорта данной номенклатуры. Железнодорожники при этом действуют в рамках соглашения между правительством региона и ОАО «РЖД» с учетом дополнительного поручения президента РФ.

На проекты по развитию инфраструктуры для вывоза угля в зоне Кемеровской области в 2021 году инвестпрограммой ОАО «РЖД» предусмотрено вложение более 16 млрд руб. Вложения в Восточной полигон при этом не уточнялись. Было отмечено лишь, что на его объектах задействовано более 14 тыс. специалистов и более 2,5 тыс. ед. техники. При этом на запланированные ранее объемы перевозок в холдинге выйдут лишь по итогам в 2022 году, когда провозная способность обещано увеличить до 158 млн т, а на уровень 180 млн т намечено выйти в 2024 году.

Как вывезти заявленные объемы?

Косвенно в РЖД признали, что на данный момент максимизации вывоза угля способствовало прежде всего совершенствование технологии перевозочного процесса. Иными словами, прирост был достигнут в основном за счет тяжеловесного движения (в текущем году поездов массой более 7,1 тыс. т в восточном направлении отправлено в 1,6 раза больше, чем прошлом году). Если учесть, что парк тяги на востоке был усилен более мощными локомотивами, то это означало еще и некоторое снижение потребности в подталкивании составов на ряде участков Восточного полигона. А по сути – здесь скрыт дополнительный резерв для технологического увеличения пропуска поездопотоков.

По словам А. Шило, мировая конъюнктура способствовала росту спроса на перевозки угля не только в восточном, но и в южном направлении. Отмечено также некоторое увеличение поставок в страны ЕС. Все это, правда, обернулось в какой-то момент локальным дефицитом тяги на Юге и Северо-Западе РФ, поскольку корректировка поставок угля на 1% на этих направлениях потребовала задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов по маршрутам.

Что касается полувагонов, то в ОАО «РЖД» говорят, что их по-прежнему профицит. А после завершения ремонтной программы в IV квартале текущего года избыток этих видов подвижного состава даже усилится. Однако клиенты все чаще говорили про локальный дефицит, что, в свою очередь, подстегивало и рост ставок аренды на полувагоны уже не только на споте, но и по долгосрочным контрактам.

«Сегодня в ряде регионов возникла нехватка полувагонов. На мой взгляд, это связано с просчетами грузовладельцев и операторов при планировании погрузки», – отметил генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов.

«Причинами нехватки полувагонов служит восстановление отрасли после пандемии, рост отгрузки угля на экспорт и сезонные путевые работы на сети», – уточнил директор по логистике ОМК Сергей Толстоухов. Также следует учитывать и инфраструктурные, которые приводят к простоям вагонов на сети – в т. ч. на подходах к портам и при выгрузке на причалах, добавил представитель крупной операторской компании.

По этой же причине у отправителей угля возникают сложности с его погрузкой на экспорт. В результате снова возник вопрос о распределении квот на Восточном полигоне для экспортеров: всем желающим на этом направлении не протолкнуться. Если ранее на узкие места на БАМе сетовали угольщики Кузбасса, то в августе эту тему же председатель правительства Хакассии Валентин Коновалов обсуждал с министром энергетики России Николаем Шульгиновым.

«Столь резкий рост потребления энергетического угля в 2021 году стал сюрпризом для рынка. Вопреки прогнозам цены на уголь бьют исторические рекорды. И это делает инвестиции в Восточный полигон достаточно обоснованными и своевременными», – подытожил руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко.

Дальнейшему приросту железнодорожных перевозок в КНР может способствовать также открытие во второй половине августа текущего года моста через Амур: значительную долю грузовой базы по нему составит уголь и руда.

Нефтепродукты снова в цене

Другая номенклатура, удержавшая динамику погрузки в августе от ухода в отрицательную зону, – нефтепродукты (+7,2% к тому же месяцу прошлого года). Это неудивительно. Спрос на топливо продолжился на волне оживления мировой экономики.

1 сентября в рамках соглашения ОПЕК+ пересмотрен прогноз спроса на нефть в 2022 году на фоне тенденции роста котировок на нефть – несмотря на заполнение резервных хранилищ в США. По итогам принятых решений в РФ эксперты ожидают роста железнодорожных перевозок нефтегрузов. Это касается прежде всего светлых нефтепродуктов на экспорт.

Ожидается также прирост перевозок темных нефтепродуктов на внутренних маршрутах. В первую очередь – бункеровочного топлива в сторону морских портов и мазута для ТЭЦ.

Металл остается верен себе

В августе сохранился и спрос на грузы ГМК. Однако здесь темпы прироста динамика погрузки явно пошла на убыль: (правда, если соотносить с 2019 годом, то рост составил около 3%). Погрузка железной и марганцевой руды – выросла по сравнению с прошлым годом менее чем на 1%.

Мировой рынок стали остается разогретым. И все же его охладило введение дополнительных антидемпинговых мер против российских экспортеров, а также введение с 1 августа текущего года до конца года временных пошлин на экспорт цветных и черных металлов за пределы ЕАЭС.

Очевидно, это подтолкнуло статс-секретаря – заместителя министра промышленности России Виктора Евтухова высказаться против продления временных пошлин на экспорт в 2022 году. По его словам, внутренние цены начали снижаться и рынок – остывать.

Правда, на сайтах ряда производителей металлоизделий в августе появились объявления, которые свидетельствуют о несколько иной ситуации. Например, в ООО «ПО «Булат» уведомили клиентов, что с 01.09.2021 г. вынуждены были повысить цены на поставляемую и производимую продукцию, что является вынужденной мерой вследствие повышения цен на необходимые для производства сырье и материалы.

Не охлаждаются и мировые цены на сталь на европейском рынке – из-за ограниченного предложения продукции (по причине действия в ЕС защитных мер и антидемпинговых пошлин).

Так что в целом рост потребления продукции ГМК – по-видимому, глобальный тренд. По данным агентства Mining.com, например, мировой рост добычи железной руды в 2021–2025 гг. составит в среднем 3,6% (против -2,3% за предыдущие 5 лет). Это создает условия для увеличения экспорта продукции ГМК по РЖД. Правда, динамика перевозок, скорее всего, в этом сегменте в дальнейшем ожидается слабой.

Драйверы – прежние

Среди других драйверов погрузки на сети – лес. Погрузка растет (+3% к прошлому году) благодаря увеличению деревообработки в РФ, сообщили в национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес». Основной прирост обеспечило производство древесных плит и пиломатериалов.

Правда, сейчас объемы экспорта ограниченны, а внутренний спрос перегрет из-за роста цен в РФ практически на все продукты ЛПК. В частности, цены на пиломатериалы выросли на 62% по сравнению с началом года, древесные плиты – на 30–70%.

Так что в II полугодии 2021 года эксперты национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» прогнозировали восстановление баланса спроса и предложения, нормализацию складских запасов и смену ценового тренда. Это объясняло динамику железнодорожной погрузки.

Есть также прибавки в погрузке цемента. Однако имеются номенклатуры, которые в августе ушли вниз, – это стройгрузы, промсырье и цветная руда.

Погрузка зерна в августе 2021 года снизилась на 28,6% (хотя если сравнивать с 2019-м – следует отметить все-таки ощутимый прирост). Эксперты предполагали, что по осени в текущей динамике железнодорожных перевозок данной номенклатуры наступит некоторое увядание. Так и случилось, поскольку ранее рост потребления наблюдался на фоне сокращения переходящих запасов.

Однако в перспективе их предстоит пополнить. В НО СРО Национальная ассоциация производителей кукурузы и подсолнечника пришли к выводу о том, что в 2020/2021 году глобальная торговля зерном может стать рекордной – отчасти благодаря солидным объемам импорта в Китай. Так что в дальнейшем динамика может измениться.


Прогнозы – умеренные

По итогам 9 месяцев 2021 года в ОАО «РЖД» прогнозируют несколько лучший результат, чем по итогам 8 месяцев. В кулуарах Восточного экономического форума А. Шило озвучил расчеты о приросте погрузки на уровне от +4,1% до +4,2% к январю – сентябрю 2020 года.

Это означает, что в сентябре в холдинге все-таки надеются получить прибавку в динамике, которая окажется чуть лучше августовской. При этом сделана поправка на уровень 2019 года.

Тем не менее годовую цифру в ЦФТО пока не корректировал: как было +3,3% к итогу 2020 года, так и этот уровень и остается. Из этого можно сделать вывод о том, что по осени все-таки сохраняется высоким риск весьма скромной динамики погрузки в октябре и ноябре с надеждой на некоторый отыгрыш в декабре.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions