Это событие должно быть ярким примером и для других стран ЕС. Однако подобным образом готовы поступать не все. В частности, 13 декабря 2021 года в Брюсселе объявили о создании Rail Freight Forward (RFF) – коалиции европейских компаний, занимающихся грузовыми железнодорожными перевозками. Ее цель – переключить 30% всех грузов, перевозимых в зоне ЕС, на железнодорожную колею к 2030 году.
Как заявили в RFF, условия для перевозок поездом через Европу должны наконец стать такими же простыми, как и при транспортировках грузовиком. Это значит, что поезда, например, будут иметь возможность самостоятельно пересекать внутренние границы ЕС и при этом не менять тягу и локомотивные бригады.
Однако в данном случае речь идет не о свободной конкуренции операторов, а некоем разделе рынка на ниши. Подобная кооперация не только сокращает выбор для клиентов, но и удерживает цены на высоком уровне. При этом железнодорожные перевозки остаются дорогостоящими и менее гибкими по сравнению с автотранспортом. Это касается как пассажиров, так и грузоотправителей.
Более того, затраты на перевозки могут даже увеличиться, поскольку бюрократия сотрудничества потребует дополнительного персонала и накладных расходов. Ведь еще необходимо предусмотреть средства для лоббирования увеличения субсидий PSO (это обязательство по предоставлению общественных услуг, возложенное на компанию законодательством или договором о предоставлении услуги, представляющей общий интерес, на территории ЕС).
Стоит напомнить, что попытка сформировать трансграничный картель государственных компаний, занимающихся пассажирскими железнодорожными перевозками, потерпела неудачу. Доказательства очевидны: как предполагалось, компании должны были улучшить свои показатели эффективности. Однако большинство игроков вступили в сговор друг с другом. Доля приграничных железнодорожных перевозок остается уже долгое время в ЕС низкой – всего на уровне 4% от общих объемов пассажиропотоков.
Подписавшие соглашение RFF австрийские, чешские и польские операторы (ÖBB, ČD и PKP) также оказались склонными к сговору. 14 декабря 2021 года Комиссия ЕС представит свой новый план действий по развитию трансграничных пассажирских железнодорожных перевозок. Но какие положения он будет содержать?
На едином авиационном рынке ЕС было бы немыслимо, чтобы доминирующие авиакомпании каждой страны вступали в сговор друг с другом. Так почему это до сих пор разрешено для пассажирских поездов?
Ведь есть лучшее решение: конкуренция железнодорожных перевозчиков на маршрутах.
Автор: Ник Брукс, генеральный секретарь ALLRAIL
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.