По данным Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава, на рынке грузовых железнодорожных услуг работают около 300 компаний-операторов. Результаты структурного анализа парка подвижного состава по каждому участнику рынка иллюстрируют значительные диспропорции в их долях, в наличии доминирующего положения ряда хозяйствующих субъектов. Сегодня всего лишь десять наиболее крупных компаний, в том числе из числа указанных выше, оперируют более чем половиной всего парка подвижного состава.
Принятое решение, расширяя технологические и географические границы рынка транспортных услуг для ряда доминирующих компаний-операторов, усиливает их конкурентные преимущества, позволяет наращивать мощности и новые объемы, повысить эффективность распоряжения имеющимся парком подвижного состава. Но для оставшегося числа участников рынка эта возможность в полной мере останется нереализованной.
Вместе с тем новейшая история развития отечественного железнодорожного транспорта свидетельствует, что официальный вектор регулирования деятельности операторов подвижного состава и в целом структурных преобразований на железнодорожном транспорте был направлен на трансформацию государственно-монополистического уклада в сторону развития полноценной конкурентной среды. Указанное же выше решение, по сути, свидетельствует о том, что, к сожалению, полноценный рынок в его классическом понимании как модели, основным фактором которой является не административный ресурс, а, прежде всего, соотношение спроса и предложения, сегодня так и не создан.
Таким образом, возникший новый фактор регулирующего воздействия на развитие рынка транспортных услуг будет способствовать повышению экономической эффективности отдельных компаний-операторов и дисбалансу рынка в целом, нарушению функционирования его естественных механизмов развития. При этом справедливости ради стоит отметить, что модель совершенного рынка существует только в теории, и в данном случае складывающаяся практика полностью подтверждает это теоретическое положение...
Автор: Владимир Буровцев, доктор экономических наук, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.