+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2022 13:55:16
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Введение моратория на начисление и взыскание неустойки с РЖД за просрочку доставки недопустимо

Депутат Госдумы Андрей Марков предложил Минтрансу отменить штрафы ОАО «РЖД» за просрочку доставки грузов, если она вызвана «военными действиями или другими военно-техническими операциями», применением санкций или ограничений в отношении перевозчика и другими обстоятельствами, препятствующими своевременной доставке грузов. Для этого предлагается внести изменения в Устав железнодорожного транспорта.
Введение моратория на начисление и взыскание неустойки с РЖД за просрочку доставки недопустимо
Как видно из письма депутата А. П. Маркова, инициатива о введении моратория на предъявление претензий к ОАО «РЖД» основана на обращении одного из подразделений ОАО «РЖД». Что касается изложенных предложений, то данная инициатива крайне спорная не только как само предложение о введении моратория на предъявление претензий к ОАО «РЖД», но и как обоснование необходимости моратория. Ведь негативные последствия недружественных действий затронули не только железнодорожного перевозчика, но и грузоотправителей, операторов железнодорожного подвижного состава и других участников рынка железнодорожных перевозок, а также перевозчиков иных видов транспорта. Однако предложений об одновременной, «зеркальной» защите других сторон правоотношений рассматриваемая инициатива не содержит.

При этом именно в отношении ОАО «РЖД» государством уже предпринят ряд мер поддержки (в том числе рекордное повышение железнодорожных грузовых тарифов: на 11% к тому уровню, действовавшему с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г., а рост к уровню прошлого года на 18,6%).

Необходимо отметить ряд обстоятельств, не упомянутых инициаторами данных предложений. Например, тот факт, что рассматриваемые в судах иски относятся к нарушениям сроков доставки, имевшим место в период до начала проведения специальной военной операции (в частности, в 2021 г.). Или допущение, что такие иски имеют целью ухудшить финансовое положение ОАО «РЖД», несмотря на очевидное в данном случае понимание неустойки как средства компенсации потерь грузоотправителя/грузополучателя, вызванных ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по договору перевозки.

Предложение по дополнению ст. 97 Устава представляется также явно избыточным, поскольку Устав, в частности, абзац 1 данной статьи содержит указание на случай освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза, а именно – если просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава обстоятельств. При этом все указанные в проектируемом изменении ст. 97 обстоятельства уже предусмотрены положениями ст. 29 Устава.

Соответственно, в текущих условиях не имеется препятствий для ОАО «РЖД» исключить свою ответственность, доказав, что нарушение сроков доставки груза произошло вследствие независящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Принимая во внимание избыточность и односторонность предложений по внесению изменений в ст. 97 Устава, их направленность на исключение ответственности естественной монополии, считаем недопустимым введение моратория на начисление и взыскание неустойки (пени) в отношении перевозчика за просрочку доставки груза.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions