Поэтому все изменения коснутся основной грузовой базы, сложившейся и предсказуемой. На повестке – изменения по пяти видам грузов, формирующих либо основные доходы РЖД, либо основной объем погрузки: уголь, железная руда, черные металлы, нефть и нефтепродукты и порожние вагоны. Тенденции тарифного регулирования перевозок этих грузов давно оформились, но требуют окончательной институализации в новом Прейскуранте № 10-01. Стоимость перевозок угля и руды должна вырасти (как минимум в экспортном сообщении). То же самое ждет и порожние полувагоны, и порожние цистерны, возвращающиеся из мест массовой выгрузки.
Стоимость перевозки черных металлов и нефти должна снизиться, за исключением лимитирующих направлений. Остальные грузы, сколько ни стимулируй, сколько ни создавай тарифные условия, дополнительные миллионы тонн погрузки на сеть они не принесут, это и цемент, и лес, и лом, и зерно, и более мелкие номенклатуры грузов.
Поэтому подчеркиваю, вся цель изменений тарифной политики – заставить платить больше грузоотправителей массовых грузов, не имеющих альтернативы перевозки другим видом транспорта. Именно поэтому ОАО «РЖД» не уйдет от классности деления грузов и от всевозможных коэффициентов. Усреднение стоимости перевозки может привести к снижению доходов ОАО «РЖД».
Печально, что новый формат тарифной политики разрабатывается исключительно под бюджетные нужды перевозчика и в нем не ставятся задачи по привлечению дополнительного груза с других видов транспорта – менее безопасных и менее экологичных. Никто не говорит о создании тарифных условий для прихода грузов малого и среднего бизнеса, все сводится к гарантиям большого объема перевозок.
Так, спустя 9 лет после начала работы тарифного коридора стало очевидно, что он служит почти всегда интересам только крупного бизнеса. Примеров, когда предоставлялись скидки на перевозки предприятиям малого и среднего бизнеса, почти нет. Значит, в связи с органической неспособностью монополиста-перевозчика видеть потребности малого и среднего бизнеса, тарифные условия, позволяющие начать работу с железнодорожным транспортом, должны быть заложены в Прейскуранте № 10-01.
На прозрачность тарифообразования может повлиять только подробнейшая отчетность ОАО «РЖД», позволяющая судить о динамике доходов и расходов ОАО «РЖД». Так, в связи со снижением в Уставе железнодорожного транспорта размеров штрафов перевозчика за просрочку доставки грузов перевозчик начиная с 2021 года меньше стал нести расходов по данным штрафам. Значит, в связи со снижением расходов возникает основание пересмотреть размер индексации тарифов на следующий год. Но отсутствие подробной отчетности не позволяет даже рассуждать о такой возможности. Поэтому прозрачность – не в создании читаемого прейскуранта с понятными алгоритмами расчетов, а в контроле государства и общества над себестоимостью перевозчика, что предполагает подробное раскрытие финансовых данных.
Есть небольшая надежда, что по итогам тарифного реформирования какие-то отдельные грузы, не занимающие существенного места в объеме перевозок и склонные к переходу на другие виды транспорта, могут получить некоторые послабления в тарифной нагрузке. Я имею в виду бытовую технику, товары народного потребления, различные продукты питания, машиностроительную продукцию.
Все эти грузы требуют аккуратного подхода, отсутствие которого в ОАО «РЖД» можно компенсировать только снижением тарифов. Снижение нагрузки на таких грузоотправителей позволило бы перевозчику оправдать себя в свете предстоящего ужесточения тарифной нагрузки на ряд грузов.
Автор: Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.