+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2022 11:37:14
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Вся цель изменений тарифной политики – заставить грузоотправителей массовых грузов платить больше

Индекс ценового паритета, прозрачность ценообразования, применения многочисленных тарифных формул – это умные фразы, создающие своеобразную дымовую завесу, в которой заинтересованы разработчики новой тарифной политики от ОАО «РЖД». Цели разработчиков новой тарифной политики (а это делают исключительно сотрудники ОАО «РЖД», у других либо нет концептуальных предложений, либо нет права выносить свои предложения) довольно простые и давно оформленные – тарифная политика должна быть построена таким образом, чтобы в любой год бюджет ОАО «РЖД» сходился с прибылью.
Вся цель изменений тарифной политики – заставить грузоотправителей массовых грузов платить больше
Поэтому все изменения коснутся основной грузовой базы, сложившейся и предсказуемой. На повестке – изменения по пяти видам грузов, формирующих либо основные доходы РЖД, либо основной объем погрузки: уголь, железная руда, черные металлы, нефть и нефтепродукты и порожние вагоны. Тенденции тарифного регулирования перевозок этих грузов давно оформились, но требуют окончательной институализации в новом Прейскуранте № 10-01. Стоимость перевозок угля и руды должна вырасти (как минимум в экспортном сообщении). То же самое ждет и порожние полувагоны, и порожние цистерны, возвращающиеся из мест массовой выгрузки.

Стоимость перевозки черных металлов и нефти должна снизиться, за исключением лимитирующих направлений. Остальные грузы, сколько ни стимулируй, сколько ни создавай тарифные условия, дополнительные миллионы тонн погрузки на сеть они не принесут, это и цемент, и лес, и лом, и зерно, и более мелкие номенклатуры грузов.

Поэтому подчеркиваю, вся цель изменений тарифной политики – заставить платить больше грузоотправителей массовых грузов, не имеющих альтернативы перевозки другим видом транспорта. Именно поэтому ОАО «РЖД» не уйдет от классности деления грузов и от всевозможных коэффициентов. Усреднение стоимости перевозки может привести к снижению доходов ОАО «РЖД».

Печально, что новый формат тарифной политики разрабатывается исключительно под бюджетные нужды перевозчика и в нем не ставятся задачи по привлечению дополнительного груза с других видов транспорта – менее безопасных и менее экологичных. Никто не говорит о создании тарифных условий для прихода грузов малого и среднего бизнеса, все сводится к гарантиям большого объема перевозок.

Так, спустя 9 лет после начала работы тарифного коридора стало очевидно, что он служит почти всегда интересам только крупного бизнеса. Примеров, когда предоставлялись скидки на перевозки предприятиям малого и среднего бизнеса, почти нет. Значит, в связи с органической неспособностью монополиста-перевозчика видеть потребности малого и среднего бизнеса, тарифные условия, позволяющие начать работу с железнодорожным транспортом, должны быть заложены в Прейскуранте № 10-01.

На прозрачность тарифообразования может повлиять только подробнейшая отчетность ОАО «РЖД», позволяющая судить о динамике доходов и расходов ОАО «РЖД». Так, в связи со снижением в Уставе железнодорожного транспорта размеров штрафов перевозчика за просрочку доставки грузов перевозчик начиная с 2021 года меньше стал нести расходов по данным штрафам. Значит, в связи со снижением расходов возникает основание пересмотреть размер индексации тарифов на следующий год. Но отсутствие подробной отчетности не позволяет даже рассуждать о такой возможности. Поэтому прозрачность – не в создании читаемого прейскуранта с понятными алгоритмами расчетов, а в контроле государства и общества над себестоимостью перевозчика, что предполагает подробное раскрытие финансовых данных.

Есть небольшая надежда, что по итогам тарифного реформирования какие-то отдельные грузы, не занимающие существенного места в объеме перевозок и склонные к переходу на другие виды транспорта, могут получить некоторые послабления в тарифной нагрузке. Я имею в виду бытовую технику, товары народного потребления, различные продукты питания, машиностроительную продукцию.

Все эти грузы требуют аккуратного подхода, отсутствие которого в ОАО «РЖД» можно компенсировать только снижением тарифов. Снижение нагрузки на таких грузоотправителей позволило бы перевозчику оправдать себя в свете предстоящего ужесточения тарифной нагрузки на ряд грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions