По сути, в Польше хотят потратить деньги на восстановление и устойчивость к COVID-19, полученные от ЕС. Однако при этом в Польше тянут одеяло в сторону своей национальной компании.
Между тем в ЕС механизм обеспечения работы пассажирских поездов должен обеспечивать работу железнодорожного транспорта в условиях конкурентной рыночной экономики. Соответственно субсидии должны распространяться прозрачным и недискриминационным образом. Однако нынешний контракт используется лишь как предлог для траты средств COVID только в рамках одной госструктуры – PKP Intercity.
Это тем более тревожно, если учесть, что частные операторы обратились за обслуживанием или уже обслуживают некоторые из тех же маршрутов дальнего следования, на которые должна поставить новые поезда госкомпания. Однако частные перевозчики вынуждены оказывать сервис без субсидий.
Подобный подход указывает на то, что средства Польши и ЕС разбазариваются. Особенно если учесть, что PKP Intercity часто меняет способы использования субсидируемых поездов и превращает коммерчески жизнеспособные сервисы в непрозрачные, особенно на прибыльных маршрутах. А для нормального развития рынка нужна предсказуемость и полная прозрачность. В противном случае задача превращения единой европейской железнодорожной зоны становится бессмысленной.