Хочу напомнить: механизм долгосрочного прогнозирования уровня индексации тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом был увязан с принятием трехлетнего федерального бюджета. Государство отказалось от этого инструмента, кроме того в 2014 году перестало даже пользоваться системой индексации тарифа на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В настоящее время вновь возвращена практика принятия однолетних бюджетов, и в соответствии с заявлением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, такая практика будет сохранена и на 2017 год. Поэтому говорить о долгосрочном регулировании одной естественной монополии в отрыве от трехлетнего бюджета, значит показывать свой непрофессионализм. При таком подходе необходимо обсуждать все естественные монополии, что бы обеспечить кумулятивный эффект.
Новое руководство ОАО «РЖД» проводит политику сокращения издержек, включая активную оптимизацию и персонала, и бизнес-процессов. В этой связи имеются опасения, что в гонке за оптимизацией компании придется балансировать на грани целого ряда рисков, включая вопросы безопасности, содержания и развития инфраструктуры.
До сих пор не подведены итоги реформы железнодорожного транспорта, а ведь для нового руководства это было бы знаковой чертой, за которой четче проступили бы и контуры планов на будущее. При этом начата работа над новым Прейскурантом, в рамках которой должны просматриваться все текущие затраты на сети РЖД. Их структура претерпела значительные изменения в сравнении с 2001 годом. А ведь именно она положена в основу действующего Прейскуранта. Предлагаю дождаться результатов этой работы. Неверно считать, что если ранее тарифы индексировались выше инфляции, то теперь можно несколько лет их вообще не трогать или устанавливать ниже среднего уровня роста цен в российской экономике. ОАО «РЖД» имеет большой объем входящих затрат, и здесь цены растут ежегодно и к инфляции не привязаны.
Бизнесу нужны четкие ориентиры и долгосрочное прогнозирование. Представители же соответствующих федеральных органов исполнительной власти сегодня делают заявления, которые больше похожи на популистские. При этом в прогнозе Минэкономразвития нет комментариев о перспективах сохранения тарифного коридора в части повышения тарифов на экспорт в размере 13,4% на 2017 год. На подобных заявлениях бизнес не сможет сделать долгосрочный прогноз.
И еще: тарифы ОАО «РЖД» надо жестко контролировать, но это совершено не значит, что такой контроль должен негативно отражаться на безопасности движения поездов или развитии инфраструктуры. Нельзя забывать и о политике клиентоориентированности, и о том, что многие из грузовладельцев уже познали вкус сладкой жизни без РЖД.