Само по себе вроде бы ординарное событие. Но оно показывает, что в Европе наблюдается потенциальный рассвет сервисов, связанных с эксплуатацией ночных поездов, как на внутренних, так и на трансграничных маршрутах. Ранее подобные рейсы считались неконкурентными из-за развития авиации.
Но вот время показывает: среди населения по-прежнему остается значительная часть людей, которая выбирает поезда. Причем теперь к ним прибавились еще те пассажиры, которые испытывают стеснение, когда садятся в самолет. Это чувство возникает из-за того, что люди знают о вреде авиации для окружающей среды. Поэтому и пересаживаются на поезд, чтобы не вносить свою лепту в этот процесс.
Есть, конечно, и другие причины. Железнодорожные операторы в ЕС стали возрождать ночные поезда после того, как междугородние автобусные операторы доказали: на подобные перевозки есть спрос. Но если пассажиры ночью садятся в автобус, так почему же подобный сервис не может предоставить и железнодорожный транспорт?
Правда, сейчас существует риск того, что Европа может вернуться к неудачным моделям прошлого. Ведь под предлогом заботы об экологии появились примеры, когда подобные рейсы стали субсидировать из бюджетов.
Например, ÖBB Nightjet, европейский оператор ночных поездов, доминирующий на рынке, попросил новые дотации на расширение своих сервисов в Нидерландах. Однако ÖBB уже получает субсидию налогоплательщиков этой страны в виде прямой компенсации за ночные поезда. Но поскольку поезда следуют из Нидерландов в другие страны, то оператор хочет получить дотации и от них.
Австрия – одна из первых стран, где стали дотировать свои ночные поезда. А теперь и швейцарский железнодорожный оператор SBB копирует эту модель, увязывая развитие своих новых сервисов с прямыми субсидиями из бюджета.
Вот почему мы и обратили внимание на чешский опыт. Он доказывает: при эффективной организации перевозок частные операторы не испытывают особой необходимости в дотациях. Так считают и многие другие операторы в ЕС – RegioJet, Snalltaget, Leo Express, которые также эксплуатируют ночные поезда. Иными словами, успех сервисов зависит от ориентированного на клиента подхода и качества продукта, а не от субсидий.
Поэтому если уж правительства хотят поощрять новые ночные поезда, то следует вводить прозрачную систему дотаций: субсидировать доступ к инфраструктуре и плату за остановку на станциях, содействовать развитию сети интегрированных продаж билетов, а также предоставлять всем операторам равные возможности финансирования для аренды и покупки подвижного состава. Именно при таких условиях пассажиры получат лучшее качество и цены.