+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.10.2022 11:20:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Уменьшение объемов отгрузок угля на экспорт через Восточный полигон в пользу высокодоходных грузов увеличит положительные бюджетные эффекты

В нынешних геополитических условиях основным направлением экспорта российского угля будут страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Южная Корея и т. д.). Маршрут перевозки угля через Восточный полигон останется наиболее предпочтительным для экспортеров. По итогам 2021 года перевозки угольной продукции занимают 70% пропускной способности Восточного полигона.
Уменьшение объемов отгрузок угля на экспорт через Восточный полигон в пользу высокодоходных грузов увеличит положительные бюджетные эффекты
Ввиду низкой стоимости уголь далеко не самый доходный груз как для экономики страны (создает лишь 5,4% налоговых отчислений в бюджеты различных уровней от экспорта и формирует менее 1% ВВП страны), так и с точки зрения железнодорожного тарифа (доходность ОАО «РЖД» от контейнерных перевозок в среднем 2 раза выше в сравнении с перевозками угля).

По нашим оценкам, одна тонна груза в среднестатистическом контейнере при стоимости около 2,6 млн руб. формирует 8,9 тыс. руб. бюджетных эффектов (для сравнения, 1 т угля генерирует 1,1 тыс. руб. бюджетных эффектов).

Экспорт 15,4 млн т контейнерных грузов по Восточному полигону в 2021 году на 43% превысил экспортную стоимость ключевых конкурентов – угля (102 млн т), нефти и нефтепродуктов (10 млн т), железной руды (4,5 млн т).

Целесообразно изменить подход к распределению пропускных и провозных мощностей Восточного полигона в зависимости от объема социально-экономических эффектов от экспорта таких грузов. Такой подход позволит не только снизить нагрузку на грузонапряженные и востребованные маршруты, но и запустит механизм диверсификации промышленности.

Уменьшение объемов отгрузок угля на экспорт через Восточный полигон в пользу высокодоходных грузов позволит увеличить объем положительных бюджетных эффектов. Например, при условии распределения пропускной способности инфраструктуры Восточного полигона в пользу увеличения объемов контейнерных перевозок на 700 тыс. TEU в год к уровню 2021-го (при условии переключения перевозок угля на альтернативные маршруты), дополнительный вклад в ВВП страны может составить до 23 млрд руб. к 2025 году.

При этом, с учетом сокращения грузооборота со странами ЕС, высвобождения значительного объема пропускных и провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры центральной части России, а также перевалочных мощностей в портах Арктического и Балтийского бассейнов, представляется целесообразной проработка вопроса экономической и технологической эффективности диверсификации маршрутов экспорта угля на существующие рынки сбыта, в том числе через Северный морской путь.

Таким образом, в условиях диверсификации логистики и импортозамещения при распределении пропускных и провозных мощностей наиболее востребованных направлений, которым является Восточный полигон, необходимо отдавать больший приоритет грузам, обеспечивающим наибольший вклад в развитие отраслей отечественной экономики. Вместе с тем в процессе перераспределения экспорта сырьевых грузов на менее грузонапряженные маршруты целесообразно проводить оценку общей эффективности осуществления перевозок для всех субъектов рынка.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions