+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.12.2020 14:06:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

У предложения о разделении строительства и управления инфраструктурой железных дорог появились все шансы надолго закрепиться в текущей повестке

В последнее время идея о передаче полномочий РЖД по строительству, модернизации и развитию инфраструктуры в уполномоченную структуру вышла на новый виток отраслевого дискурса. Ранее такие предложения периодически возникали, но, признаем, раз появившись, они столь же внезапно сходили на нет. Сколько в этом процессе от кулуарной борьбы за строительные подряды РЖД и сколько от действительных попыток рационализировать систему содержания и развития железнодорожной инфраструктуры – вопрос, остающийся в статусе риторического и требующий определенной выдержки по времени.
У предложения о разделении строительства и управления инфраструктурой железных дорог появились все шансы надолго закрепиться в текущей повестке
Сейчас же контекст качественно изменился. Доселе пребывавший в затишье вопрос вновь актуализирован в дискуссионном поле. Более того, в отличие от прежних лет, у него появились все шансы достаточно надолго закрепиться в текущей повестке. Так в чем же причины?

Для начала зафиксируем, что тема сейчас подведена под возникший разрыв в финансировании инвестпрограммы РЖД. Здесь обычно апеллируют к последнему по времени декабрьскому совещанию у первого вице-премьера Андрея Белоусова, где были скорректированы в сторону снижения объемы капзатрат на линию Артышта – Междуреченск – Тайшет. Как известно, сокращение запланированных на 2021–2023 гг. средств на развитие южносибирского дублера Транссиба составило 84 млрд руб. В качестве меры по разрешению возникшего дисбаланса CAPEX и аккумуляции финансов на строительство и развитие инфраструктуры и предлагается провести реструктуризацию РЖД за счет выведения в непубличную компанию ее строительных активов. Причем в качестве утешительного приза предлагается оставить за госкорпорацией приемку выполненных работ и подписание передаточных актов.

Заметим, пример с линией Артышта – Междуреченск – Тайшет для нашего случая является более чем просто релевантным. Конечно, считать, что мы имеем дело с исключительно предпроектной подготовкой по этому восточному «угольному» плечу Южсиба, когда идет подсчет CAPEX и разлиновывается ход строительных и модернизационных работ, было бы в корне неверно.

Во-первых, на протяжении уже десяти лет – с 2010 года – реализуется инвестпроект «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет», под отчетом которого находится до 85% эксплуатационной длины восточного плеча Южсиба. Причем с 2013 года проект софинансируется за счет взносов государства в уставный капитал РЖД. Общая стоимость проекта составляет 45,6 млрд руб. Из них 35,7 млрд руб. – средства федерального бюджета, а 9,9 млрд руб. – средства РЖД. При этом Росжелдор еще в 2015 году полностью выполнил свои обязательства, направив на финансирование проекта всю предусмотренную сумму (35,7 млрд руб.).

Безусловно, от вложенных средств есть и отдача: буквально в эти дни, например, открылось двухпутное движение на участке Джебь – Щетинкино Красноярской железной дороги, что позволит в 2 раза увеличить пропускную способность горно-саянского участка, а в дальнейшем – и всей линии Междуреченск – Тайшет до 49 пар поездов ежесуточно.

Во-вторых, несмотря на сокращение инвестиций в линию Артышта – Междуреченск – Тайшет, надо понимать, что речь все же пока идет о переброске выпадающих средств на следующий период, 2024–2025 гг. Мы говорим «пока», поскольку нет еще принятой скорректированной ДПР, а следовательно, и инвестпрограммы РЖД. При этом на прошлом ноябрьском правительственном совещании, как мы помним, на расширение пропускных мощностей «угольного» плеча Южсиба было предложено дополнительно выделить 119,7 млрд руб., по итогам «уточнения состава и стоимости работ по результатам предпроектных проработок». Таким образом, даже результирующее сокращение CAPEX все равно оборачивается для реконструируемой линии в плюс: допсредства пока акцептируются, только в меньшем размере – на уровне 35,7 млрд руб.

Несмотря на то, что линия на протяжении десяти лет получает целенаправленное финансирование на развитие, за это время успели поменяться ее целевые приоритеты. Именно в них и стоит искать причины введенных лимитов на Южсиб и там же кроются истоки сегодняшних предложений о реструктуризации строительного блока РЖД.

Дело в том, что сейчас целью проекта называется обеспечение к 2024 году дополнительного объема перевозок на восток кузбасских, горловских и минусинских (хакасских) углей. Это так, но изначально, согласно своему паспорту, проект «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет» комплексно синхронизировался с возведением железнодорожной линии Кызыл (Республика Тыва) – Курагино (Красноярский край). И к 2020 году, то есть прямо здесь и сейчас, ежегодный объем перевозок по линии Кызыл – Курагино должен был составлять 15 млн т, включая вывоз 12 млн т угля с Элегестского каменноугольного месторождения в адрес дальневосточных портов.

Однако к строительству ветки так до сих пор не приступили, а тема квотирования перевозок кузбасских углей на восток, как мы прекрасно знаем, стала нервным узлом всей грузовой повестки этого года. Причем расширение пропускной способности Южсиба, слабо синхронизированное и увязанное по времени с инвестпланами развития Восточного полигона, грозит рисками в виде появления пресловутого узкого горлышка по узлу Тайшета и потенциального усугубления ситуации с теми же брошенными составами на стыке Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог.

То, что проект воссоздания «Минтрансстроя-2.0» на сегодня увязывается исключительно с существующим дефицитом финансирования инвестплана Восточного полигона, выглядит, мягко говоря, не совсем убедительно. За дискуссией «про деньги» отчего-то упускается из виду никуда так и не девшаяся проблема с нехваткой рабочих рук на стройобъектах Востока, равно как и соответствующих механизированных мощностей. Еще в начале прошлого года Счетная палата заявляла о несоблюдении сроков строительства объектов на той же линии Междуреченск – Тайшет: по 13 из 22 объектов они были продлены с 2016 до 2020 года. Объем неосвоенных средств на тот момент достиг 12,5 млрд руб.

Уже упомянутая реконструкция Козинского виадука, к примеру, должна была завершиться не сейчас, в середине декабря 2020 года, а еще тремя годами раньше – в 2017-м. В то же самое время был инициирован вопрос о привлечении личного состава и техники Железнодорожных войск на Восточном полигоне, а в этом году РЖД сообщили о нехватке 5 тыс. строителей вдобавок к уже занятым 9,3 тыс. человек на стройобъектах Транссиба и БАМа. Аргумент в пользу отказа от распыления строительно-механизированных мощностей и квалифицированного персонала оказался в числе решающих и для временно замороженного субарктического проекта Северного широтного хода.

Сможет ли разрешить эти вопросы «Минтрансстрой-2.0», пока неясно, проблема требует действительно комплексных и волевых решений. К тому же давайте не забывать, что до сих пор нет принципиальной позиции со стороны Минтранса, роль которого в предлагаемом перераспределении инфраструктурных полномочий, надо признать, довольно велика.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions