Если сравнивать объем запланированной господдержки, составляющей треть от необходимых капитальных вложений (200 млрд из 621 млрд рубл.), то это ниже, чем при реализации проектов ВСМ в других странах. Так, при реализации проектов ВСМ в Европе государства и фонды развития финансируют около 2/3 объема затрат, в Китае это показатель почти всегда доходит до 100%.
Финансовая модель проекта ВСМ Железнодорожная – Гороховец выдерживает пониженный объем государственного финансирования за счет того, что запланированный к строительству относительно небольшой участок – около 300 км – является самым напряженным на восточном направлении развития ВСМ.
Строительство высокоскоростных магистралей на восточном направлении от Москвы решает задачу резкого сокращения времени на транспорт, улучшения транспортной доступности и, в конечном итоге, сжатия транспортного пространства территории России на направлении запад – восток. Дальнейшее расширение географии ВСМ проектов позволит жителям России воспользоваться современным, комфортным и безопасным транспортом.
При дальнейшем расширении проектов ВСМ в России могут принять участие, наряду с федеральным бюджетом, бюджеты субъектов РФ. Такой опыт есть в Европе и Китае, в котором ряд последних проектов реализуется с софинансированием местных бюджетов и частных инвесторов.
Одним из ключевых вопросов практической реализации первого проекта отечественного ВСМ может стать вопрос выбора технологического партнера. Очевидно, что Россия заинтересована в максимальной локализации именно перспективных технологий и дальнейшем их развитии для использования без ограничений, которые обычно накладывают зарубежные компании. За время подготовки проекта в нашей стране накоплены достаточные компетенции, способствующие выбору наиболее эффективного партнера.