+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.01.2022 11:39:46
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Северо-Российская Евразийская магистраль свяжет порты Баренцева моря на западе и Тихого океана на востоке

Комплексное развитие всех видов транспорта и соответствующей инфраструктуры – основа развития территорий России. При этом сегодня можно размышлять о создании условного ОАО (ПАО) «Железные дороги Севера России» – как альтернативы ОАО «РЖД». Речь идет о Северо-Российской евразийской железнодорожной магистрали в составе БАМ – Севсиб – Баренцкомур, а также АК «Железные дороги Якутии».
Северо-Российская Евразийская магистраль свяжет порты Баренцева моря на западе и Тихого океана на востоке
Если же заглядывать в более дальнюю перспективу, с горизонтом планирования 50–60 лет и более, то предстоит пересмотреть деление территорий России. Так получается, что северные территории относятся к 5–7 субъектам РФ. Как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Эта поговорка отражает такие моменты в жизни, когда люди (главы регионов) перекладывают ответственность друг на друга, а за конечный результат никто не переживает. Каждый надеется на другого, желая спихнуть на него производственную нагрузку.

Очень образная поговорка. Народ всегда точен в своих оценках. С северными территориями такой номер не пройдет – здесь нужен конкретный хозяин. Просчеты невозможны! Вот почему пришло время создать Северный федеральный округ с несколькими субъектами РФ, конкретным народонаселением, новой системой жизнеобеспечения и развития.

Очевидно, что дальнейший подъем экономики России невозможен без эффективного, стабильного и сбалансированного социально-экономического развития регионов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, без создания условий для транспортно-промышленного развития этой территории с учетом Северного морского пути.

В настоящее время на востоке страны сформировался лишь Южный транспортно-экономический пояс (Транссиб и прилегающие территории), преимущественно по линии Транссибирской магистрали, а также отдельные, рассредоточенные по территории Сибири и Дальнего Востока очаги промышленного и сельскохозяйственного производства. Значительное пространство восточных и северных регионов страны фактически остается неосвоенным и малозаселенным. И дальше так продолжаться не должно. Иначе, что не исключено, по названию это может оставаться Россией, а по сути станет территорией, населенной другими народами, возможно, и иных стран.

Таким образом, ключевую роль в подъеме экономики Сибири и Дальнего Востока, в заселении слабо освоенных территорий и в повышении уровня жизни населения играет новое транспортное строительство, требующее крупных единовременных затрат, но обеспечивающее высокую народнохозяйственную эффективность. Об этом свидетельствует, в частности, опыт сооружения Транссиба и транспортного освоения и формирования Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

К первоочередным проектам, знаменующим формирование опорной транспортной сети и отвечающим требованиям XXI века и национальной безопасности России, следует отнести:

  • строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали как продолжение БАМ на запад от Усть-Илимска до Нижневартовска, а также последующее формирование Северо-Российского Евразийского МТК, соединяющего порты Балтийского, Белого и Баренцева морей с дальневосточными портами;
  • формирование опорной транспортной решетки на базе Транссибирской и Северо-Российской магистралей, заселение на основе хозяйственного освоения широкой полосы между Северо-Российской и Транссибирской магистралями от Урала до Охотского моря с созданием «пояса безопасности» российских восточных территорий;
  • дальнейшее развитие Северного морского пути и прилегающих регионов севера европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока.
Следует отметить, что России необходимо переходить от чисто транспортных проектов к организации транспортно-промышленных поясов. Для прорыва в будущее стране нужны инфраструктурные транспортно-промышленные проекты стратегического масштаба. Главным из таких проектов является Северный широтный транспортно-промышленный пояс (СШ ТПП). Его инфраструктурной основой станет сквозная Северо-Российская Евразийская железнодорожная магистраль по линии Сахалин – БАМ – Северо-Сибирская магистраль – Баренцкомур с комплексным промышленным освоением прилегающей территории как основы формирования нового Северного широтного пояса экономического развития России.

Северо-Российская Евразийская магистраль обеспечит связь портов Баренцева моря (порт Индига) на западе и Тихого океана (порт Ванино) на востоке. Магистраль пересечет многие проблемные регионы ресурсного типа – крупные минерально-сырьевые базы России.

Важнейшей задачей, имеющей огромное стратегическое, социально-экономическое и геополитическое значение, является сооружение Северо-Сибирской железной дороги, строительство которой было запланировано еще во времена царской России. Северо-Сибирская магистраль (Севсиб) продолжит БАМ от Усть-Илимска до Нижневартовска и станет составной частью будущей Северо-Российской Евразийской магистрали – второго широтного национального и международного транспортного коридора между европейской и азиатской частями России, а также между государствами Западной Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Северо-Российская Евразийская трансконтинентальная магистраль пройдет через регионы России, отличающиеся высокой концентрацией топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов. СШ ТПП создаст принципиально иную ситуацию для развития страны, совершенно новые возможности для позиционирования России в мире. При этом не только будет резко усилен общий промышленный потенциал страны, но он еще охватит новые обширные территории, создаст благоприятные условия для их хозяйственного освоения. СШ ТПП станет опорным поясом для продвижения хозяйственной жизни на север страны к новым месторождениям, к Северному Ледовитому океану с природными богатствами, сконцентрированными в Арктическом шельфе. В СШ ТПП сформируются интегрированные промышленно-транспортные кластеры, развитие которых будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства с участием госструктур, крупных коммерческих предприятий и транснациональных корпораций.

Строительство Северо-Сибирской магистрали составляет один из главных приоритетов развития транспортной системы Сибири и экономики России. Это обеспечит:

  • выход на запад Байкало-Амурской магистрали и создание условий для хозяйственного освоения северных территорий Сибири и зоны БАМ, включая Якутию;
  • переключение с Транссиба на Севсиб перевозок традиционных массовых грузов, в том числе угля из Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса;
  • превращение Транссиба в скоростную магистраль по обслуживанию пассажиропотоков и интермодальных перевозок грузов в контейнерах, что позволит увеличить российский
  • экспорт транспортных- услуг и реализовать транзитный потенциал страны в системе евро-азиатских МТК.
Формирование на территории России единой транспортно-инфраструктурной системы (ЕИТС) и конкурентоспособных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним вызовам ХХI века и экономическим интересам РФ. Только эффективная государственная транспортная и военно-транспортная политика вкупе с формированием ЕИТС обеспечат национальную безопасность страны, создавая одновременно благоприятные предпосылки для экономического развития России.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions