Отдельным вопросом как при рассмотрении проектов первого и второго этапов развития, так и при дальнейшем инвестировании в Восточный полигон является дефицит источников возврата инвестиций. Если для выполнения инвестиционного проекта можно занять средства на рынке, то из каких источников их возвращать – неясно, так как в тарифе инвестиционной составляющей нет, и в сложный экономический период его введение вряд ли целесообразно. Доходов от перевозок для возврата инвестиций также недостаточно.
Осложняет вопрос возврата инвестиций и то, что в инвестиционной программе ОАО «РЖД» значительная доля проектов приходится на пассажирское движение, доходы от которого не позволяют возвращать инвестиции в него.
Очевидно, что одним из бенефициаров развития Восточного полигона и роста перевозок является федеральный бюджет, доходы которого будут увеличиваться. Таким образом, для экономически значимой части инвестиций в развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать инструменты государственного финансирования. В зарубежных странах доля государства в железнодорожных проектах составляет от 20–30% до 100%. Это позволяет не нагружать тарифы на перевозки инвестиционной нагрузкой.
Подготовка детального плана мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке в рамках реализации проекта не позволит каждому отдельному грузоотправителю понять, какой объем груза у него примут к перевозке, так как инфраструктура даже после реализации проекта останется дефицитной. На этот вопрос смогут ответить заключаемые договоры о перевозках на 3 года, в которых будет зафиксирован объем принимаемых ОАО «РЖД» грузов к перевозкам. А детальный план мероприятий – это, скорее, инструмент администрирования и сохранения темпов реализации инвестиционного проекта.
В вопросе планирования роста объема вывоза углей из Кузбасса в направлении Дальнего Востока есть «исторический аспект». Планы развития Восточного полигона первоначально в 2014 году не предполагали существенного роста объемов перевозок углей из Кузбасса до 68 млн т. Соответственно, при реализации таких планов необходимо либо перераспределение пропускной способности от части грузовладельцев в пользу Кузбасса, либо, что вероятнее, поиск дополнительных технологических резервов для перевозок углей из Кузбасса и роста общего объема перевозок свыше 180 млн т. Вероятность наступления второго сценария выше.