Ранее от представителей Минэкономразвития озвучивались тезисы о возможных серьезных последствиях от значительного увеличения железнодорожных тарифов.
Стоит отметить, что в текущей ситуации при отсутствии должной конкуренции на ряде товарных рынков продавцы товаров ожидаемо могут повысить цены на товары как минимум на разницу стоимости железного тарифа, что приведет к увеличении цены конечного продукта.
Также при имеющемся изменении направления товаропотоков с учетом санкционной политики при увеличении транспортного плеча и собственно снижении стоимости экспортируемых товаров бизнес может потерять маржинальность. Таким образом, решения при изменении тарифной схемы на железной дороге должны приниматься взвешенно, с учетом обсуждения со всеми участниками перевозочного процесса, быть понятными и инвестиционно прогнозируемыми. Полагаю, что разработанная тарифная схема должна пройти пилотное тестирование перед применением на сети.
Эффективная схема формирования железнодорожных тарифов однозначно должна учитывать изменяющуюся конъюнктуру рынка. Применение формульного ценообразования, компенсация дополнительных затрат путем поиска точечных решений, не охватывающих всю экономику, в том числе точечного государственного субсидирования, прозрачность, прогнозируемость тарифов – принципы и механизмы, которые целесообразно рассматривать при построении новой схемы регулирования.
Если давать прогнозы на 2023 год, при утверждении индексации тарифов на грузоперевозки еще на 9,8%, последствия будут аналогичными ранее принятому решению об увеличении грузовых железнодорожных тарифов на 11%. Это увеличение стоимости перевозки и конечного продукта. В случае с экспортными грузами нельзя допускать финансового разрыва между себестоимостью товара и стоимостью, чтобы это не привело к большему снижению экспортного потенциала.
Автор: Евгений Реутов, член комитета по транспорту и экспедированию ТПП РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.