Говоря об автоматизации в железнодорожной отрасли, первые ассоциации возникают на тему беспилотных поездов. Не менее нуждающимися в роботизации и автоматизации также являются складское хозяйство и ремонтные операции – именно в этих сегментах все чаще появляются истории успеха.
Железнодорожная отрасль России нуждается в активной модернизации и отстает от среднемирового уровня. Перспективы развития робототехники на железной дороге в России напрямую зависят от готовности инвестировать и развивать логистические процессы.
В целом в связи с активным развитием IT-отрасли и наличием большой железнодорожной инфраструктуры Россия имеет все шансы нарастить темп отставания и предложить миру уникальные решения.
Если говорить о том, насколько активно сегодня идет сотрудничество железнодорожных перевозчиков с инновационными цифровыми компаниями, стоит отметить, что на рынке в принципе пока еще не много решений для железнодорожного транспорта, в особенности от отечественных игроков.
При этом роботизация железнодорожной отрасли напрямую влияет на производительность, прибыльность труда и качество услуг при использовании в логистике. И влияет положительно, так как любое стремление автоматизировать тот или иной процесс, во-первых, снижает себестоимость товара (услуги или процесса). Во-вторых, снижает риски – например, риски человеческого фактора.
Рентабельность инвестиций в роботизацию в железнодорожной отрасли зависит от того, какую цель перед собой ставит перевозчик. На наш взгляд, есть две основные цели применения роботизации на железной дороге: она может либо ускорить оборачиваемость груза (погрузка/выгрузка, складские операции), либо снизить себестоимость эксплуатации (ремонты и ТО). Обе они могут быть рентабельны при том или ином сценарии, разница лишь в сроке возврата инвестиций и прочих факторах.
Развивают и обеспечивают мультимодальность железнодорожных перевозок проекты развития инфраструктуры: модернизация железнодорожного полотна, увеличение пропускной способности/модернизация разгрузочных кранов/модернизация сортировочных хабов/стыковых узлов. Они направлены на увеличение времени транспортировки, эффективности перегрузки и снижение простоев подвижного состава.
Именно скоростная и эффективная логистика будет лидирующей в ближайшие годы и позволит снизить себестоимость перевозки.
Автор: Алексей Макарьев, глава российского представительства Jungheinrich Russia, генеральный директор ООО «Юнгхайнрих подъемно-погрузочная техника»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.