Основные подвижки в этом плане связаны с последствием проведения «налогового маневра», а также возросшей конкуренцией со стороны альтернативных видов транспорта. Это видно по итогам I квартала текущего года: погрузка нефти и нефтепродуктов на сети ОАО «РЖД» составила 61,2 млн т, что практически соответствует аналогичному периоду прошлого года.
При этом с января по март погрузка сырой нефти сократилась на 4,5% до 5,2 млн т. Погрузка мазута за рассматриваемый период составила 17,6 млн т, что практически соответствует уровню 2016 года. Несмотря на увеличение вывозных таможенных пошлин в результате запуска «налогового маневра» погрузка мазута на экспорт увеличилась на 6,3%, а во внутреннем сообщении снизилась на 14,6%. В структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля мазута составила 28,8%.
Погрузка дизельного топлива сократилась на 11,2%, а его доля в структуре погрузки нефти и нефтепродуктов сократилась с 21% в I квартале 2016 года до 18,6% в I квартале 2017 года. При этом погрузка дизельного топлива сократилась только при отправке на экспорт (-21,6%).
Погрузка бензина сократилась на 9,5%. Доля бензина в структуре погрузки снизилась с 14,7% до 13,3%. Так же как и с дизельным топливом, этот показатель сократился только при отправке на экспорт (-36,5%).
Одной из немногих номенклатур, продемонстрировавших положительную динамику, стали энергетические газы. По итогам января – марта 2017 года погрузка газов энергетических составила 15,2 млн т, что на 16,8% превышает аналогичный период прошлого года. Погрузка во внутреннем сообщении выросла на 8,8%, а на экспортных направлениях – на 26,2%.
Рост экспортной погрузки энергетических газов в первую очередь связан с обнулением вывозных таможенных пошлин с февраля 2015 г., произведенным в связи с падением цен на нефть и со спецификой формулы расчета пошлин. В то же время рост погрузки во внутреннем сообщении обусловлен увеличением внутреннего спроса. Во многом это стало следствием усилий государства в развитии рынка газомоторного топлива. Кроме того, в России ведется активное развитие сети газозаправочных станций.
В структуре погрузки нефти и нефтепродуктов доля газов энергетических выросла с 21,2% до 24,8%.