Та же ситуация с универсальными полувагонами. Большое их количество порезали на металлолом, так как срок их службы истек. Все это привело к дефициту, из-за которого крупные операторы видят потенциал в заработке на оперировании, то есть предоставлении вагонов на технический рейс. Они сворачивают договоры по аренде вагонов и предлагают контракты на комплексные услуги: предоставление вагона и оплата тарифа. Фиксация цен не рассматривается даже на «длинные» договоры.
Такая тенденция началась еще с конца 2016 года, когда операторы начали предлагать грузовладельцам повысить тарифы. Рост ставок на железнодорожных перевозках леса связан только с вагонной составляющей. Со стороны РЖД не было повышения цен на пользование инфраструктурой с января 2017 года.
Рост стоимости на балансы устойчив. На внутреннем рынке цена кубометра составляет более 1000 руб., а экспортные цены - более 1600 руб. за кубометр. При этом, по сравнению с I кварталом 2016 года из Сибири объем экспорта лесоматериалов в страны дальнего зарубежья увеличился на 21,6% (Китай, Япония, Германия, Египет, Афганистан), в страны СНГ – на 17,8%.
На Дальневосточную железную дорогу отгружено 1,28 млн т лесной продукции, что на 12% превышает прошлогодний показатель. Это объясняется благоприятной конъюнктурой внешнего рынка и стабильными производственными планами лесопромышленников. Так в Хабаровском крае успешно работает Дальневосточный центр глубокой переработки древесины. К действующим мощностям может прибавиться крупный целлюлозно-бумажный комбинат. В марте китайские инвесторы смотрели площадку в Амурске.
В перевозках леса всегда наблюдается сезонность. Их пик обычно приходится на весну (март-апрель). По предварительным данным, с мая объемы отправок лесных грузов уже идут на спад.