Дело в том, что возможности передачи транзита по белорусско-польской границе ограниченны. Это исключительно технологические ограничения, они были всегда и никак не связаны с текущей политической ситуацией. Фактически сейчас это лимитирующий участок, и не случайно ОАО «РЖД» так активно развивает контейнерный транзит через Калининград и перевалку транзитных грузов через порт Санкт-Петербурга.
Очевидно, в случае введения санкций произойдет перераспределение потоков: те, кому нельзя ехать через Белоруссию, отправятся морем в Санкт-Петербург или Калининград. А те, кто под санкции не попадет, смогут воспользоваться освободившимися мощностями на белорусском направлении.
Вариант транзита через Украину и Финляндию, на мой взгляд, вряд ли может стать заменой маршрута через Белоруссию из-за нехватки мощностей по пограничной обработке грузов. Добавлю, что подобные проблемы могут в целом негативно сказаться на транзитном потоке через территорию России. Не будем забывать, что его рост – это результат титанической работы ОАО «РЖД» и частных операторов в последние 5–7 лет. Им стоило большого труда перетащить грузы с проверенного морского пути на быстрый, но незнакомый большинству грузовладельцев путь железнодорожный. И, конечно, негативная информационная повестка вокруг этого пути может отразиться на его востребованности.
Я надеюсь, что в данной ситуации здравый смысл и соображения экономической целесообразности все же восторжествуют, до введения санкций дело не дойдет и логистам не придется в пожарном порядке пересматривать все цепочки поставок.