+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2023 16:28:33
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой

В настоящее время доля российской металлургии в структуре мирового ВВП – около 2%. В мире производится сегодня около 2 млрд т стали. Безусловным лидером по объемам и производства, и по росту этих объемов выступает Китай – около 53% производства. В России находится около 7% мировой торговли стали, страна занимает 5-е место.
Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой
Доля экспорта стали в российском производстве составляет 44%, цветной металлургии – около 70%. При этом Китай использует металлургическое производство в первую очередь для собственных нужд. Во время пандемии производство стали в Китае выросло на 4% за счет активного государственного регулирования вложений в этот сектор и развития инфраструктуры. Другими словами, если мы говорим о каких-то внешних факторах, которые в условиях глобализации и развития новых производств развиваются внутри стран, наши конкурентные преимущества сильно сжимаются.

В 2022 году были введены санкции, Европа отказалась от потребления российской металлургической продукции, были введены заградительные пошлины на российские металлы на американском рынке, ограничено фрахтование судов на фоне проблем со страхованием и укрепления рубля со второй половины года. В итоге в 2022 году сокращение внутренний рынок черной металлургии сократился почти на 15%. А прибыль металлургических предприятий за счет введения фискальных мер сократилась на 25–30%.

Что касается логистики, здесь изменились рынка сбыта, по некоторым позициям произошел двукратный рост транспортного плеча и как следствие – в условиях ограничения скорости доставки выросло время использования подвижного состава и операционная составляющая. По расчетам «Северстали», транспортные затраты по некоторым позициям выросли до 40% от стоимости стали. Это совершенно неприемлемая величина.

Металлургам приходится лавировать между санкционной Сциллой и государственной Харибдой. На железной дороге были введены правила недискриминационного доступа, и металлурги оказались в последней очереди на перевозку, что само по себе абсурдно. Еще до пандемии и санкций активно развивалась ориентация рынков металлургии на конечного потребителя. Активно использовались контейнерные перевозки. Но сейчас ситуация изменилась и приходится использовать больше универсальный подвижной состав. Но он тоже находится последним в списке в Правилах недискриминационного доступа. Опять металлурги между двух огней.

Для сравнения: доходная ставка РЖД по металлургии в 2022 году в 3,4 раза выше, чем по углю, даже с учетом отмены всех понижающих коэффициентов. Если относительно 2020 года, то среднесетевая ставка выросла на 22%, а по металлургической продукции доходная ставка в пользу РЖД выросла на 23%.

Какие выводы можно сделать из всего перечисленного? Необходимо переставать создавать рынку совершенно неправильные сигналы эффективности того или иного бизнеса через госсубсидирование, особенно это касается тарифного субсидирования. Так, угольные перевозки растут, а тот, кто субсидирует, не может проехать и должен снижать объемы своего производства. На мой взгляд, это убивает экономику страны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions