Отсюда вытекают дальнейшие задачи: необходимо, с одной стороны, повышать качество оказания перевозочных услуг, а с другой – позаботиться о сохранении устойчивости системы железнодорожных перевозок. Для этого следует уточнить источники финансирования содержания и модернизации инфраструктуры. При этом следует повысить конкурентоспособность сети РЖД, обеспечить приток на нее дополнительных объемов грузов и разграничить ответственность за поддержание малодеятельных линий. Очевидно, что их сохранение должно быть заботой не только ОАО «РЖД», но и государства.
Целесообразно придерживаться таких принципов инвестирования, при которых коммерческие проекты осуществляются на средства ОАО «РЖД». Содержание малодеятельных линий должно быть заботой государства. Соответственно следует уточнить методику отнесения железнодорожных участков к подобному типу инфраструктуры. Неокупаемые для ОАО «РЖД» проекты, в которых заинтересовано государства, оно же и должно финансировать.
Необходимо также завершить второй этап аудита ОАО «РЖД». Это позволит сделать определенные выводы.
Мы заинтересованы в развитии хозрасчета внутри холдинга. Это поможет улучшить технологическое его развитие на основе новых продуктов, повышения эффективности управления движением, планировании рейсов, расширения маршрутизации и системы следования поездов по расписанию.
Для стабильного развития российской экономики необходим также переход на долговременное тарифообразование. Ставки ОАО «РЖД» должны устанавливаться по крайней мере на 5 лет. В идеале – на 50 лет.
Поэтому необходимо обновить прейскурант 10-01. Для этого предстоит разобраться в механизмах кросс-субсидирования, минимизировать тарифы на уровне зависящих затрат. Установить справедливые тарифы на короткие расстояния перевозок. По нашим оценкам, сейчас они завышены примерно вдвое.
Также следует выделить локомотивную составляющую тарифа и позаботиться о механизмах ее регулирования. Это особенно актуально с учетом того, что в сегменте ставок на аренду вагонов в последнее время наблюдается сильная волатильность. Цены скачут то вверх, то вниз, что осложняет планирование выпуска и сбыта продукции российских предприятий.
При этом предполагается, что ОАО «РЖД» останется единственным сетевым оператором. Однако следует определить статус локальных перевозчиков. Это сложно сделать без оценки существующей сегодня практики работы собственными поездными формированиями.
Таким образом в ближайшей перспективе можно сформировать концепцию той целевой модели рынка, которая соответствует современным потребностям российской экономики.