+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.01.2020 15:47:55
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Как концессионные проекты и приватизация имущества позволят улучшить качество услуг и модернизировать инфраструктуру Украины

Улучшение инвестиционного климата путем создания благоприятных условий для привлечения частного сектора, в частности на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) и приватизации, является приоритетом государства. Такая деятельность в значительной степени зависит от нормативного регулирования. В последние годы в Украине происходит реформирование законодательства в сфере ГЧП, концессии и приватизации.
Как концессионные проекты и приватизация имущества позволят улучшить качество услуг и модернизировать инфраструктуру Украины
В марте 2018т года вступил в силу закон "О приватизации государственного и коммунального имущества", а в октябре 2019-го – закон "О концессиях". Их принятие дает возможность прогнозировать заинтересованность частных инвесторов в осуществлении совместных проектов с публичным сектором. Основная цель закона "О приватизации..." – ускорение экономического роста, привлечения иностранных и внутренних инвестиций, уменьшение доли государственной или коммунальной собственности в структуре экономики Украины путем продажи объектов приватизации эффективному частному собственнику.

Все объекты приватизации распределены на объекты малой и большой приватизации. К крупным относятся объекты, 50% акций которых являются государственными и стоимость активов которых за последний год превышала 250 млн грн. Другие являются объектами малой приватизации.

Предполагается, что приватизации подлежат все объекты, если их продажа не запрещена законодательством. Нельзя приватизировать автомобильные дороги, метрополитен, объекты портовой инфраструктуры. При этом перечисленные объекты могут быть переданы в концессию. Объектом концессии не может быть имущество, используемое для изготовления оружия, и имущество, находящееся в аренде.

В концессионных проектах государственный сектор устанавливает определенные параметры и стандарты для объектов и услуг, а частный сектор должен их выполнять.

Инвестор обязан построить, отремонтировать, переоснастить объекты, управлять ими или оказывать общественно важные услуги. Инвестор получает плату от потребителей услуг, размер которой зависит от результатов деятельности. Во многих проектах источником платы является доход от коммерческой деятельности созданного объекта. При этом инвесторы по общему правилу должны вкладывать концессионные платежи в бюджет в форме процентов от дохода или стоимости предоставленного в концессию объекта.

В отдельных проектах возможна поддержка частного инвестора государством путем приобретения выработки товаров или услуг или их поставки, строительством объектов смежной инфраструктуры. Максимальный срок концессионных проектов составляет 50 лет.

При приватизации происходит приобретение целостных имущественных комплексов и предполагается полная уплата по договору купли-продажи. При этом переход в собственность объектов государственной или коммунальной собственности не означает возможность осуществлять деятельность по своему усмотрению.

Условия приватизации могут предусматривать обязательства покупателя по сохранению основных направлений деятельности приватизированного предприятия, обеспечению рабочими местами работников, инвестиции в модернизацию производства, сохранению объемов производства, соблюдению санитарных, экологических и противопожарных требований.

По объектам незавершенного строительства предусматриваются условия их достройки в определенный срок в установленном законодательством порядке. Невыполнение обязательств покупателем будет основанием для наложения финансовых санкций, расторжения договора купли-продажи и возврата приватизированных объектов в собственность государства или коммунальную собственность. По информации Фонда государственного имущества, до 1 июля 2019 года в государственную собственность возвращено 376 объектов приватизации в связи со значительными нарушениями условий приватизации.

В отличие от предыдущего регулирования, которое предусматривало приоритетным право трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий и льготы для такого приобретения, а также предпочтение гражданам Украины для приватизации государственного имущества, сейчас предусматривается обеспечение конкурентных условий приватизации. Покупателями могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты.

Ограничения устанавливаются для лиц, зарегистрированных в офшорах и странах-агрессорах, для лиц под санкциями. Не может быть покупателем лицо, с которым был расторгнут договор купли-продажи в связи с нарушением им условий приватизации.

Закон "О концессиях" предусматривает возможность участия в концессионном конкурсе резидентов и нерезидентов. Если победителем определен нерезидент или объединение лиц с участием нерезидента, то обязательным условием является создание ими компании в Украине, которая будет непосредственной стороной концессионного договора.

Инициировать процедуры приватизации и концессии могут органы государственной власти и местного самоуправления, а также сами частные инвесторы. В то же время арендаторы государственного имущества в случае выполнения ими условий аренды и осуществления значительных инвестиций в модернизацию арендованного имущества имеют право выкупить объекты вне аукциона по цене, определенной независимой оценкой.

По новому регулированию пока не был реализован ни один проект большой приватизации. Причина – судебные споры, направленные на ее блокировку. Правительство утвердило перечень объектов для совершения крупной приватизации, их в списке 21. По некоторым из них уже выбраны независимые советники, которые исследуют состояние предприятий, анализируют долги, определяют стартовые цены продажи. Среди концессионных проектов – пилотные проекты по модернизации морских портов. Реализация концессионных проектов и приватизация имущества позволяют преодолеть ограниченные возможности государства по финансированию объектов, использовать опыт частных инвесторов для улучшения качества услуг и модернизации инфраструктуры.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions