+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2022 12:50:45
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО РЖД

В соответствии с поручением правительства РФ в ноябре 2019 года первоначальный срок ввода в действие новой модели государственного тарифного регулирования в области железнодорожного транспорта – 1 января 2026 года, что соответствовало срокам завершения развития железнодорожной инфраструктуры в рамках КПМИ (развитие подходов к портам АЧБ и СЗБ, развитие Восточного полигона). Пандемия, нестабильность международной экономической системы и беспрецедентное санкционное давление на экономику России отразились на планах и приоритетах развития сети РЖД. Изменились предпочтения грузоотправителей по переориентации на восточное направление.
Изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО РЖД
В конечном счете все эти факторы приводят к снижению грузовой базы на сети и, как следствие, выпадающим доходам. Для балансировки инвестиционной программы ОАО «РЖД» правительство РФ поддержало дополнительную индексацию грузовых перевозок с 1 июня текущего года, что негативно сказалось на финансовой нагрузке грузоотправителей.

В нынешних условиях спешить с принятием новой тарифной модели не имеет никакого смысла, так как изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО «РЖД». Понимание востребованности восточного направления имеется у каждой стороны перевозочного процесса, что подтверждается в виде приостановки правил недискриминационного доступа и их продления до конца текущего года. Необходимы государственные меры по стимулированию «инвестиционной этики» российских экспортеров, предпочитающих логистику через более дорогие каналы поставки за рубежом, но при этом сокращая транспортные расходы внутри страны. Турция увеличит стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы в пять раз, стоимость доставки контейнеров морем из Китая в Россию выросла за последние 6 месяцев в 1,5 раза.

Инструменты финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» могут быть разными: дополнительная индексация, введение инвестиционной надбавки, новая модель тарифного регулирования с разделением на приоритетные направления, государственная субсидия и т. д. В любом из этих механизмов бремя финансирования ляжет на грузоотправителя либо в виде увеличения транспортных расходов, либо в виде роста налоговых отчислений в государственный бюджет.

В текущих условиях целесообразно принятие точечных, возможно, временных решений по дифференциации тарифов в зависимости от востребованности направлений. Разработка новой тарифной модели в условиях изменения геополитического направления в дальнейшем может привести к дисбалансу грузоперевозок по направлениям.

Действующая тарифная система дифференцирована по классам и родам грузов, дальности перевозки. С 2003 года изменение конъюнктуры рынков отразилось на работе железнодорожного транспорта: изменилась структура грузооборота по тарифным классам, родам грузов, дальности перевозок, произошла переориентация высокодоходных грузов на альтернативные виды транспорта и увеличение доли низкодоходных массовых грузов (преимущественно сырьевых грузов, следующих на экспорт). Это привело к отставанию темпов роста доходной ставки от темпов роста индексации тарифов, как следствие – к снижению финансовой устойчивости компании.

Таким образом, необходимо предусмотреть введение дополнительного элемента дифференциации (по востребованности направлений) и пересмотра или возможной отмены других (класс и род груза, дальность перевозки).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions