• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    сентябрь 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 60.48 0.09 EUR ЦБ РФ 62.88 0.09
    BTC 16628.79 usd BTC 1006041.80 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2022 12:50:45
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО РЖД

В соответствии с поручением правительства РФ в ноябре 2019 года первоначальный срок ввода в действие новой модели государственного тарифного регулирования в области железнодорожного транспорта – 1 января 2026 года, что соответствовало срокам завершения развития железнодорожной инфраструктуры в рамках КПМИ (развитие подходов к портам АЧБ и СЗБ, развитие Восточного полигона). Пандемия, нестабильность международной экономической системы и беспрецедентное санкционное давление на экономику России отразились на планах и приоритетах развития сети РЖД. Изменились предпочтения грузоотправителей по переориентации на восточное направление.
Изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО РЖД
В конечном счете все эти факторы приводят к снижению грузовой базы на сети и, как следствие, выпадающим доходам. Для балансировки инвестиционной программы ОАО «РЖД» правительство РФ поддержало дополнительную индексацию грузовых перевозок с 1 июня текущего года, что негативно сказалось на финансовой нагрузке грузоотправителей.

В нынешних условиях спешить с принятием новой тарифной модели не имеет никакого смысла, так как изменение формулы тарифа не приведет к росту доходов ОАО «РЖД». Понимание востребованности восточного направления имеется у каждой стороны перевозочного процесса, что подтверждается в виде приостановки правил недискриминационного доступа и их продления до конца текущего года. Необходимы государственные меры по стимулированию «инвестиционной этики» российских экспортеров, предпочитающих логистику через более дорогие каналы поставки за рубежом, но при этом сокращая транспортные расходы внутри страны. Турция увеличит стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы в пять раз, стоимость доставки контейнеров морем из Китая в Россию выросла за последние 6 месяцев в 1,5 раза.

Инструменты финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» могут быть разными: дополнительная индексация, введение инвестиционной надбавки, новая модель тарифного регулирования с разделением на приоритетные направления, государственная субсидия и т. д. В любом из этих механизмов бремя финансирования ляжет на грузоотправителя либо в виде увеличения транспортных расходов, либо в виде роста налоговых отчислений в государственный бюджет.

В текущих условиях целесообразно принятие точечных, возможно, временных решений по дифференциации тарифов в зависимости от востребованности направлений. Разработка новой тарифной модели в условиях изменения геополитического направления в дальнейшем может привести к дисбалансу грузоперевозок по направлениям.

Действующая тарифная система дифференцирована по классам и родам грузов, дальности перевозки. С 2003 года изменение конъюнктуры рынков отразилось на работе железнодорожного транспорта: изменилась структура грузооборота по тарифным классам, родам грузов, дальности перевозок, произошла переориентация высокодоходных грузов на альтернативные виды транспорта и увеличение доли низкодоходных массовых грузов (преимущественно сырьевых грузов, следующих на экспорт). Это привело к отставанию темпов роста доходной ставки от темпов роста индексации тарифов, как следствие – к снижению финансовой устойчивости компании.

Таким образом, необходимо предусмотреть введение дополнительного элемента дифференциации (по востребованности направлений) и пересмотра или возможной отмены других (класс и род груза, дальность перевозки).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions