Основной объем средств поддержки, особенно в первые годы поставок инновационных вагонов на сеть, доставался дочерним компаниям вагоностроителей, предоставляющих вагоны в аренду и под перевозку.
Поскольку в 2013 году при расчете эффектов и скидок от эксплуатации инновационных вагонов достоверных эксплуатационных данных не было (были только данные тестовых поездок), то соответствующей расчетной методикой предлагалось через 5 лет, в 2018-м провести анализ результатов эксплуатации и экономических эффектов, в том числе для владельца инфраструктуры.
Поскольку требования к содержанию и ремонту инфраструктуры не изменились в части пропущенного тоннажа, то перевозка более тяжеловесными вагонами не сокращает ее ремонтные циклы. При этом стоимость ремонта на участках работы инновационных вагонов может отличаться от участков с преимущественным движением вагонов с традиционной нагрузкой на ось.
Спрос на новые модели инновационных вагонов может ограничиваться несколькими причинами. Первая – стоимость жизненного цикла такого вагона может несущественно отличаться от вагона традиционной конструкции. Вторая – положительные экономические эффекты могут быть связаны с мерами поддержки, которые могут быть в дальнейшем отменены или упразднены. Также есть риски изменения экономики эксплуатации таких вагонов при принятии нового прейскуранта после 2025 года. Например, в настоящее время тарифицирование груженого рейса происходит за вагоно-км, а порожнего – осе-км. Сочлененные вагоны, имеющие 6 осей вместо 8 для двух обычных вагонов, имеют преимущества в порожнем рейсе.
Третья – неизвестна наверняка стоимость плановых ремонтов инновационных вагонов. За счет большей интенсивности эксплуатации инновагонов может потребоваться замена большего количества запчастей и удорожание ремонтов.
И четвертая – инфраструктура погрузки/выгрузки может быть не готова к другим габаритам и длине подвижного состава. У пользователя может возникать дополнительная потребность в модернизации.
В целом инновагоны позволяют интенсифицировать использование инфраструктуры, вывозить дополнительные грузы через участки инфраструктуры с ограничениями пропускной способности.
Итоговый спрос на инновагоны будет зависеть от убежденности в реальном наличии экономических и технологических преимуществ по сравнению с существующими моделями вагонов прежде всего для владельцев таких вагонов. Ведь именно они принимают инвестиционные решения по закупке парка.
Автор: Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.