Важно отметить, что профицит на некоторые виды вагонов в ряде случаев искусственный: срок службы еще не истек, но в силу своего технического состояния вагон уже не способен перевозить груз и стоит на отстое, продолжая числиться в базе РЖД. По мнению некоторых участников рынка, количество таких «мертвых душ» может достигать 5–7%.
А кроме того, впереди нас ожидают большие списания вагонов. 20 и 30 лет назад были пики производства, соответственно в течение 3–5 лет мы будем наблюдать массовые списания по определенным видам подвижного состава (ПС). Это может привести к дефициту, если железнодорожные операторы не начнут уже заранее пополнять и обновлять свои парки. Рынок будет оживать, как это происходило на протяжении предыдущих 15 лет. Принято считать, что старт этой волны будет уже к концу 2021 года.
На данный же момент особенно ощутимо пострадала экономика универсального полувагона и цистерны в силу крайне волатильного рынка груза и количества вагонов. Остальные виды подвижного состава смогли в той или иной степени удержать баланс «стоимость-доходность».
Если говорить о 2021–2022 гг., то наиболее перспективным с точки зрения новых закупок будет неуниверсальный подвижной состав. Например, сейчас наиболее перспективна платформа. На горизонте 3–5 лет вернется интерес и к универсальному ПС. При этом стандартные типы вагонов будут постепенно вытеснены инновационными, которые способны зарабатывать больше за счет своей технологичности и пока еще существующих преференций.
Андрей Барков, директор по корпоративному бизнесу ГК «Альфа-Лизинг»
Подробнее о том, на какие вагоны ожидается спрос в 2021 году,
рассказал исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.