Например, в «Ростех» перешло «ВСМПО-Ависма», в банковском секторе лидируют по объемам операций пять государственных банков. В последнее время мы видим формирование финансово-торговых групп, под их управлением. Яркий пример – переход под управление банка ВТБ торговой сети «Магнит». Сегодня «Магнит» пытается провести сделку по приобретению сети «Лента». Очень вероятно, скоро будет единая торговая сеть, условно «Госпродукт». И подобные слияния и поглощения наблюдаются во всех сферах экономики.
Мне представляется, что в ближней и среднесрочной перспективе государственная монополия будет только усиливаться. Совершенно неудивительно, что сворачивается реформа Российских железных дорог, изначально направленная на либерализацию. Сегодня уже не слышно даже разговоров о появлении на сети дорог частных пассажирских компаний или локомотивов. ОАО «РЖД» будет пытаться монополизировать все железнодорожные перевозки вокруг себя и собственных «дочек». Вполне вероятно, что и грузовой подвижной состав, который сейчас принадлежит главным образом частным компаниям, будет возвращен под государственное управление.
Что будет с операторскими компаниями, такими как АО «Первая грузовая компания»? При таком тренде собственникам придется продать вагоны по предложенной цене или сдать их за копейки в металлолом. Мы помним, как в 2016 году вышел запрет на продление срока эксплуатации старых вагонов и все собственники вынуждены были их поменять. Примерно по такой схеме частников смогут вынудить к отказу от своих активов и сегодня.
Автор: Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.