Однако оставшиеся участники перевозочного процесса, а также государственные органы достаточно быстро среагировали на ситуацию: были созданы условия для ускоренного пополнения парка. Так, в 2022 году российскими операторами были произведены закупки до 3–3,5 тыс. рефрижераторных контейнеров. Поэтому можно с уверенностью сказать, что никакого дефицита сейчас нет.
В некоторых локациях, например в ЦФО, даже наблюдается профицит контейнеров. Помимо этого, с уходом иностранных компаний с рынка отечественные компании начали активно расширять географию сервиса. В этом году был запущен сервис из Вьетнама – это направление, которое особенно активно задействует порты Дальнего Востока и ЦФО.
Кроме того, в связи с тем, что белорусские производители мяса получили ограничение по доступу в порты Прибалтики и Украины, их объемы также переключились на интермодальные схемы через Москву, далее – во Владивосток, затем в порты – Китая и Вьетнама, а по истечении некоторого времени были запущены уже прямые поезда из Минска.
Также мы наблюдаем интерес к Калининграду в части интермодальных перевозок, это касается импортного груза в Китай через Владивосток и в направлении Калининграда, а также российской рыбы с Дальнего Востока в Калининград.
Таким образом, мы видим, что рынок сам создает запросы и сам на эти запросы отвечает. Все достаточно органично сейчас развивается. Рынку необходимо лишь помогать в преодолении сложностей, то есть давать дополнительный стимул, как это было сделано в части обнуления пошлин на ввоз импортных рефрижераторных контейнеров. Это позволило обновить и увеличить контейнерный парк.
Сейчас рефконтейнеры российских собственников в среднем намного новее, чем даже год назад. Даже с учетом изменившейся структуры грузопотоков, большой вовлеченности портов Дальнего Востока важно предусмотреть приоритетность отгрузки продуктов питания и вообще скоропортящихся грузов относительно прочих. Это важно в направлении и с востока на запад, и с запада на восток, которое сейчас максимально перегружено, в том числе экспортом полезных ископаемых в направлении портов Дальнего Востока.
Рефрижераторные контейнерные поезда в общем объеме отправок на Восточный полигон занимают ничтожную долю, и, конечно, необходимо дать им безусловный приоритет.
Автор: Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) (выступление 22 ноября на XXXI Пленарном заседании Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам, сессия «Контейнерные перевозки в железнодорожном и мультимодальном сообщениях: новые сервисы и география маршрутов, сдерживающие факторы и предложения по их преодолению»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.