Сегодня не умолкают дискуссии о механизмах привлечения частного капитала в локомотивную тягу. Пришла пора поговорить и о привлечении частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру общего пользования. С учетом «инфраструктурного голода» в российской экономике наше партнерство как общественная площадка промышленных предприятий взяло на себя инициативу по разработке проекта концепции системного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта с привлечением частных инвестиций. В первую очередь был проведен анализ текущей ситуации, который позволил заключить, что основным механизмом инвестирования со стороны промышленных предприятий-грузовладельцев является развитие прилежащих к данным грузовладельцам станций общего пользования, что подразумевает строительство дополнительных путей, зданий, сооружений и т. п. при строительстве новых промышленных объектов или наращивании производства. Однако в настоящее время ситуации частного инвестирования не носят системный характер. При этом предусмотренные действующим законодательством механизмы ГЧП не учитывают в полном объеме специфику железнодорожного транспорта, а именно такие факторы, как широкий спектр имущества железнодорожного транспорта, входящий в понятие железнодорожной инфраструктуры общего пользования, потребность в обеспечении недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам железнодорожного транспорта, публичность договора перевозки. Помимо этого, существует ограничение оборота имущества железнодорожного транспорта при отсутствии достаточной правовой базы и реальных механизмов по возврату вложенных частных инвестиций на основе возвратности, платности, возмездности.
В сложившихся условиях основными интересантами инвестирования и развития инфраструктуры общего пользования являются промышленные предприятия-грузовладельцы, цель которых – обеспечить перевозку имеющегося или дополнительного объема грузов в направлениях наиболее привлекательных внешних рынков. Как правило, они не заинтересованы оперировать инфраструктурой, поэтому механизмы концессии и ГЧП для них не являются привлекательными.
Автор: Алена Зябкина, президент «Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.