Если отвечать на вопрос, будет ли в дальнейшем расти погрузка, – на мой взгляд, нет. Рынок стабилизируется, вероятна отрицательная динамика в цене и снижение спроса как минимум на летние месяцы, но многое будет зависеть от Турции и Китая как крупнейших потребителей на рынке черных металлов.
Рост цен на металлургическую продукцию имеет прямое влияние и создает риски для вагоностроения и сектора строительства. Рост цен на металлы увеличивает себестоимость производства вагонов, что в итоге отразится на удорожании логистики перевозок.
Что касается влияния роста цен на металл в строительной отрасли, в строительстве есть две основные ценообразующие статьи расходов: затраты на цемент и металлопрокат. Если со стоимостью цемента ситуация стабильна, то с металлом вызывает сомнения (стоимость арматуры с 2019 г. выросла более чем в 2 раза, с 35 тыс. руб. до почти 75 тыс. руб. в начале 2021 г.). Добавить к этому факту рост дополнительных операционных расходов в части заработной платы, а также девальвацию рубля – возрастает стоимость затрат на 1 кв. м.
Если в долгосрочной перспективе цена на металл будет поступательно расти, это вызовет рост затрат на строительство, что в конечном итоге отразится на стоимости реализации.