+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2021 15:14:18
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Железнодорожный отряд специального назначения

В этом году парк пассажирских поездов дальнего следования пополнит почти 500 новых вагонов. Кроме того, в планах холдинга – приобретение 740 ед. тягового подвижного состава. Но работа нового парка требует соответствующего специального технического обслуживания.
Пассажирские метаморфозы

В последние годы на фоне эксплуатации усовершенствованных моделей вагонов и локомотивов модернизируется производство вагонов специального назначения. Так, если еще несколько лет назад наибольшее распространение имели ультразвуковые и магнитные вагоны-дефектоскопы, то в последнее время сеть перешла на совмещенные вагоны, которые объединяют оба метода контроля с компьютерной регистрирующей системой, облегчающей процесс расшифровки сигналов. Первые такие вагоны были введены в эксплуатацию на Московской железной дороге.

В пассажирском секторе один из самых главных и в последнее время обсуждаемых вагонов из разряда спецназначения – вагон-ресторан. В конце весны глава РЖД сообщил, что компания планирует убрать вагоны-рестораны, оставив их только в туристических и фирменных поездах. «Вагон-ресторан воспринимаю как нечто дорогостоящее», – отметил Олег Белозеров.

Новая концепция питания, разработанная ОАО «РЖД», предусматривает единые стандарты: единый брендбук, единое меню, единые демократичные цены. Перевозчик сможет гарантировать пассажиру быструю подачу блюд, санитарную безопасность, а также доступные цены, которые будут одинаковыми во всех вагонах-бистро, сообщают в монополии.

В настоящее время новая концепция питания тестируется на четырех отдельных маршрутах (Москва – Адлер, Москва – Казань, Москва – Волгоград и Москва – Воронеж). Полигон тестирования может быть расширен в течение года.

Вагоны-рестораны, которые курсируют сегодня по сети, – производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ, входит в «Трансмашхолдинг»), имеют конструкционную скорость 160 км/ч. Эти вагоны оборудованы установкой кондиционирования воздуха, системой накопления и передачи диагностической информации, звонковой сигнализацией для вызова обслуживающего персонала, поездной и вагонной магистралью системы громкоговорящей трансляции и поездной связи, системой видео- и аудиотрансляции, поездной и вагонной магистралью сис­темы контроля, диагностики и управления (СКДУ). Средний срок службы вагона – не менее 40 лет.

Несмотря на снижение пассажиропотока на фоне пандемии, в последние годы растет спрос на двухэтажные поезда. По итогам 2019-го перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли почти на треть по сравнению с предыдущим годом. Для таких поездов на ТВЗ производятся двухэтажные вагоны-рестораны. Первый опытный образец был запущен в производство еще летом 2012 года. Сегодня он отличается от европейских аналогов по вместимости обеденного зала, а также в части оснащенности оборудованием, которое позволяет готовить полноценные горячие обеды.

Грузовые мотивы

ДПР ОАО «РЖД», рассчитанная до 2025 года, предусматривает развитие логистических возможностей для удовлетворения потребностей клиентов в комплексных услугах, в том числе в глобальных транспортных цепочках, логистический аутсорсинг промышленных предприятий и повышение предсказуемости доставки грузов путем совершенствования перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, сокращение сроков доставки.

Реализация этих целей в том числе осуществляется благодаря работе вагонов специального назначения. Например, почтово-багажные вагоны производства ТВЗ предназначены для перевозки грузов на электрифицированных и неэлектрифицированных участках железных дорог колеи 1520 мм. Вагон модели 61-4505 оснащен системой комплексного мониторинга, которая позволяет контролировать одновременно несколько багажных вагонов, входящих в состав поезда. За счет удлинения кузова на метр грузоподъемность вагонов увеличена на 3,2 т. Вагоны имеют конструкционную скорость 160 км/ч, что позволяет использовать их в составе почтово-багажных и пассажирских поездов. Кузов такого вагона разделен на грузовую и служебную зону.

Один из главных эксплуатантов таких вагонов – «Почта России». Ежегодно она отправляет около 30 тыс. почтовых вагонов в составах пассажирских и почтово-багажных поездов. По итогам прошлого года «Почта России» перевезла железными дорогами около 198 тыс. т почтовых отправлений, это 35% от всего перевозимого АО «Почта России» объема и на 13% меньше объема 2019 года. Снижение объемов в самой компании «Почта России» объясняют тем, что в прошлом году АО «ФПК» отменило часть пассажирских поездов из-за сложной эпидемиологической обстановки.

В этом году движение поездов восстанавливается, подчеркивают в компании.

Спецвагоны также предназначены для сопровождения составов для перевозки стрелочных переводов или путевых машин. Вагоны сопровождения включаются в состав грузовых или ремонтно-восстановительных поездов и используются для работы и проживания путевых бригад. Широкую линейку вагонов специального назначения производит упомянутый ТВЗ.

В таких вагонах энергоснабжение идет от бортовой дизель-генераторной установки, которая обеспечивает автономное существование вагона, а наличие кондиционера и автономной дизельной горелки котла дает возможность использовать вагон в различных климатических условиях. Срок службы таких вагонов – 40 лет.

Большим спросом также пользуются и разные модели вагонов для спецконтингента, которые предназначены в том числе и для обслуживающего персонала вагона в составе пассажирских или почтово-багажных поездов со скоростью не более 160 км/ч, а также в составах грузовых поездов массой не более 5 тыс. т.

Несмотря на то, что погрузка нефти и нефтепродуктов по итогам прошлого года снизилась на 10%, спросом продолжают пользоваться модели вагонов для транспортировки на АЗС. Имея массу тары в 81,4 и 99,7 т, они предназначены для внутриобъектовых перемещений на площадке реактора АЭС.

Добавим, что, несмотря на образовавшийся профицит парка грузовых вагонов и спад пассажирских перевозок на фоне пандемии, вагоны спецназначения продолжают свое развитие. Но, как отмечают сами участники рынка, эффективное и успешное функционирование как пассажирских, так и грузовых вагонов на сети по-прежнему зависит от ряда факторов. Один из которых – соответствие производства вагонов специального назначения всем требованиям к специальному несамоходному подвижному составу (приложение № 7 к техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 001/2011, ГОСТ 32216).

Подробнее о новых образцах вагонов специального назначения и спросе на такой парк читайте в полной версии статьи под заголовком «Спецсостав вам в помощь» в № 15–16 журнала РЖД-Партнер. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions